ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ И ПОВЫШНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦВММ
ЭКСПОЗИЦИЯ
1. Основные изменения требуется внести в структуру экспозиции Основного зала истории флота. Нужно отойти от принципа сваливания в одну кучу того, что было сделано из дерева вместе с зкспонатами более позднего периода начала железного судостроения.
Нужно добиться хронологической последовательности в структуре экспозиции (сейчас модели кораблей 1770-х годов стоят вместе с моделями кораблей 1800 - 1820х годов и т.п.).
Историю флота нужно "иллюстрировать" моделями хорошего уровня.
Боевая история, а также темы про известные экспедиции должны быть наполнены моделями с полным вооружением т.е. не "анатомические".
Паралельно должна быть показана история развития кораблестроения в России и здесь лучше всего это демонстрируют исторические строительные модели кораблей и корабельной техники.
Даже при таком огромном количестве моделей для создания экспозиции без пробелов потребуется постройка новых моделей т.к. не каждая модель из собрания музея достойна быть в постоянной экспозиции. К примеру модели, сделанные в спешке к выставке 1872 года, не должны заполнять эти пробелы из-за низкого уровня исполнения.
При составлении плана экспозиции и определения кол-ва моделей и их расположения, недостающие модели нужно построить, т.к. модели знаковых кораблей должны быть в постоянной экспозиции ( корабль АЗОВ и бриг МЕРКУРИЙ и т.д.), постройка моделей займёт достаточно длительный срок и это хорошо начать осуществлять заранее.
История флота должна быть разделена на временные интервалы плавно переходящие из одного в другой к примеру по периодам царствования Российских монархов.
Не откладывая на потом нужно немедленно привести сегодняшнюю экспозицию в приличный вид: нынешнее состояние - это позорная бестолковость в глазах посетителей музея (картина боя МЕРКУРИЯ на уровне живота или модели, стоящие очень низко, а, ведь, музей посещают и женщины, девушки и они вынуждены принимать неудобные позиции для того чтобы удовлетворить любопытство).
2. Вызывает нарекания и экспозиция периода парового броненосного флота вплоть до Советского периода, к примеру, витринами из металла заменить исторические деревянные витрины составляющие единое целое с моделью.
3. Залы современного флота. Они скучные, с нарушенной хронологией демонстрации экспонатов, без единого научного стиля показа.
Остается надеяться, что в будущем экспозиционные залы примут вид, возможно, откорректированный по требованиям времени.
МОДЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Сегодняшняя экспозиция остается неполной еще и вследствие отсутствия моделей, требующих реставрации. Модель корабля, как известно, предмет декоративного искусства, элементы которого выполняются из различных металлов, тканей, пород дерева и с различным лакокрасочным покрытием, поэтому в ЦВММ Реставрационно-художественная мастерская по реставрации моделей кораблей, (макетов вооружения и техники) должна представлять собой приоритетный комплекс с различным оборудованием и оснащением. В частности с обязательным наличием участка для производства работ по микролитью, по гальванопластике, по ультразвуковой мойке и чистке, электрохимополировке.
По известным причинам не хватило денег на размещение в полном объеме заложенных в проекте Реставрационно-художественных мастерских, но надо быть оптимистами и надеяться на лучшее. Главное, все же, не станки, а специалисты, а, вот, где они? В настоящий момент площадь мастерской позволяет разместить до 10 реставраторов, но для того, чтобы люди пришли работать, им нужны средства на проживание! Простите, но, при заработной плате в 11 тысяч рублей, ставить цели бессмысленно: это позор.
Если, всё таки, для государства Морской музей и престиж страны не пустой звук, тогда имеет смысл говорить о штате мастерской исходя из объёма реставрационных работ и составлять бюджет на перспективу.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РЕСТАВРАТОРОВ И ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКТОРОМ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ, КОРАБЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.
При случаях смены заведующего сектором моделей а равно и начальника отдела научно-реставрационной работы, должна соблюдаться процедура приема передачи дел, ввиду большого объёма это может занимать продолжительное время, иными словами, эти специалисты должны иметь своих помощников-заместителей, которые могут в дальнейшем принимать дела. Таким образом, нужно создавать систему смены ведущих специалистов, а также и остальных реставраторов в случае выхода на пенсию или ухода по состоянию здоровья, что позволит предотвратить утраты, или вред от не принятия своевременных действий, от незнания состояния модельного, или другого фондов. Уникальные специалисты-реставраторы, имеющие свои знания и бесценный опыт, смогут передать знания, а также контролировать работу менее опытных реставраторов. Уникальность знаний и умений таких судомоделистов-реставраторов, как В. Светличный в том, что они овладели мастерством благодаря собственным усилиям, государство не имеет возможности готовить таких специалистов. Зрелый возраст моделиста начинается с 35 лет (примерно). Это долгий путь проб и ошибок. Отсутствие условий для преемственности в модельном искусстве приведёт к тому, что государство будет вынуждено искать специалистов не только в С-Петербурге, но приглашать моделистов из других городов с испытательным сроком и решением проблемы жилья, потому как из-за низкой оплаты труда специалисты уйдут из реставрации. Иными словами государство должно осознать, что судомоделист-реставратор - это редкая специальность.
Записка составлена на основании мнения инициативной группы. Глава об экспозиции Современного флота составлена по записке сотрудника музея, пожелавшего остаться инкогнито, опасаясь репрессий властей.
Многие, высказавшись устно, пожелали не раскрывать имена , опасаясь реакции государства и военных.
На сегодня вот такие мысли...
Высказывайтесь.