Взгляд в сторону кормы.
Я буду выкладывать свои рассуждения в теме, дабы меня обязательно поправили
Итак, исходный боковой вид катера с теоретического чертежа, который я буду дорисовывать дополнительными элементами
Вложение:
корма катера.PNG [ 101.3 КБ | Просмотров: 25972 ]
Обозначения
1.
Старн-пост. Сразу отмечаю, что
а) верхний конец старн-поста делают такой длины, чтобы можно было на нем закрепить рулевую петлю выше опер-дека. Это важно, ибо мне предстоит дорисовывать. Сей элемент будет хорошо виден поверх палубы модели.
б) старн-пост имеет одинаковую ширину от
верхнего конца до
нижней кромки дек-транца, а от
дек-транца до
нижнего конца старн-пост сужается до толщины киля.
в) на старн-посте надо выбрать шпунт под внешнюю обшивку, глубины равной толщине обшивки.
г) старн-пост соединяются с килем
"планкой", которую делали из смешанного металла (красной меди, цинка и олова). Крепят планку заподлицо с килем и старн-постом, т.е. врезают в дерево. Крепятся обе планки (левая и правая) друг против друга, чтобы крепить одними и теми же болтами, которые проходят насквозь стран-пост и киль. Да, из описания определяем, что материал планки для модели - латунь! Форму планки я пока беру под буквой "
а"
Вложение:
планка.PNG [ 97.45 КБ | Просмотров: 25972 ]
Задача №1 - определить размер старн-поста (высотой над палубой), нарисовать проекции старн-поста с зауживанием и со шпунтом, добавить планку 2.
Фалстарн-пост, крепится к передней (внутренней) стороне старн-поста. Под внешней обшивкой его не видно вовсе и пока он мне не нужен.
3.
Фашен-пис. Своей наружной стороной вторит обводам корпуса. Кстати, от нижней кромки соединения фашен-писа со старн-постом я и планирую делать зауживание последнего к низу до толщины киля. Фашен-пис врезается в
шпунт старн-постп на толщину подводной обшивки
Тут стоит вопрос, а применим ли фашен-пис со шпунтом под внешнюю обшивку к моему катеру? То что так строили малые суда бригантины и катера - да. Вопрос лишь с какого периода стали так делать и попадает ли 1788 год (!?)
Задача №2 - определить фашен-пис со шпунтом или без, вычислить ширину и толщину фашен-писов, нарисовать проекции4.
Вин-транец. На первый взгляд на чертеже приводится транец.
Вложение:
сравнение.PNG [ 140.19 КБ | Просмотров: 25972 ]
Дополнительно 2-а вида, так сказать, "внешний" и "внутренний" позволят разобраться в общих принципах устройства кормы английского брига 1804 года постройки, представленного Д. Стиилом в труде
The shipwright's vade-mecum-1805Вложение:
корма англ. брига 1804.PNG [ 310.3 КБ | Просмотров: 25972 ]
А также возьму в помощь рисунок Финчама, который относится к бригантинам и катерам (малым судам).
Вложение:
Финчам.PNG [ 230.95 КБ | Просмотров: 25972 ]
К сожалению, он не изображен на других проекциях, как на примере чертежа англ брига 1804 года постройки (Д. Стиил). Сечение как для транца небольшая.
Контр-тимберсы должны упираться в транец (как на англ бриге), а не "заходить" за транец, как на чертеже катера. И не может же быть такой тонкой столь важная несущая балка?
Мне кажется, что это таки
декоративный карниз, который закрывает транец, называемый
так-реслем(tuck-rail) и закрывающий концы обшивочных досок. А сам транец на моем чертеже не показан и должен размещаться в месте, указанном стрелкой со знаком "
?".
Я вот нашел рисунок с очень похожим элементом у Финчама. Увы, описание к букве
v, я не нашел, но думаю, что это "так-реслем".
Вложение:
так-реслем.PNG [ 159.8 КБ | Просмотров: 25972 ]
5.
Контр-тимберсы и
старн-тимберсы.
Описание: "Выше винъ-транца корма имѣетъ уклонъ назадъ для того, чтобы закрыть голову руля, проходящаго внутрь судна. Стѣна судна, образующая этотъ уклонъ, составляется изъ кривыхъ деревьевъ, называемыхъ контръ-тимберсами (12) и наклон. брусьевъ — старнъ-тимберсовъ (9)"
Вложение:
Военная энциклопедия, 1911-1914.JPG [ 149.09 КБ | Просмотров: 25972 ]
Я считаю, что на чертеже приведен контр-тимберс у борта (по Окуневу-
боковые контр-тимберсы). О том свидетельствует очень близкое расположение рудер-писа к краю контр-тимберса. Наглядно это можно увидеть на чертежах английского брига. Видно, что у Стиила контр-тимберс нарисован поверх рудер-писа (видны пунктирные линии). Аналогично и на чертеже катера. Следовательно, мне необходимо дорисовать дополнительные контр-тимберсы (
5а), а также наружную обшивку поверх контр-тимберсов, которые будут близки к линии ДП. Об этом мне подсказывают и кривые на другой проекции.
6.
"Обшивка"- дубовые доски, которыми заколачивают пространство между транцем и фашен-писами. Толщина досок равна подводной обшивке.
Если на чертеже катера зарисовать черным зону 6, то я вижу схожесть с рисунком Финчама, а вы?
7.
Палуба ...в моём случае таки у борта
8.
Ватер-клозет9.
Навес. Предположительно находился между гальюнами, т.к. доска настила нарисована за доской гальюна. Навес прямой или с погибью? - вопрос... Если прямой, то были ли бока закрыты доской треугольной формы или нет?- вопрос...
10.
Бимс навеса. Указан он по ДП или же у стенки гальюнов - еще один вопрос. Крышка ватер-клозета пересекает по центру бимс навеса. Если бимс у стенки ватер-клозета, то это может говорить о Г-образном замке - бимс частично заходит на ватер-клозет.
11.
Бархоут12.
Верхняя часть рудер-писа (головка руля)
В итоге, для меня сейчас корма катера Меркурий видится не просто "прямая корма" или "транцевая корма", а именно "шпигель прямой и
с погибью".
Буду рад вашим мнениям, замечаниям или дополнительным материалам, коллеги. Аргументы приветствуются