Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Суда российских промысловых экспедиций XVIII века
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=23&t=17527
Страница 1 из 5

Автор:  DeFonce [ 30 апр 2023, Вс 12:52 ]
Заголовок сообщения:  Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Добрый день, почтеннейшие мэтры!
Занимаясь составлением сводной таблицы судов российских промысловых экспедиций XVIII века в Тихом океане (пытаюсь свести данные Болховитинова, Макаровой и др. с акцентом на сами суда а не на экспедиции) помимо скудости данных о размерениях и вооружении встретился с практически полным отсутствием графики (любой). Единственную "картинку" нашел у Болховитинова в первом томе (прилагаю)
Вложение:
Купец.png
Купец.png [ 62.08 КБ | Просмотров: 18172 ]
. В этой связи вопрос: неужели столь скудны данные по частным промысловым судам на Тихом океане?

Автор:  vladislav_zhdan [ 01 май 2023, Пн 13:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

а в Ваших текстах упоминаются типы судов ?
Я абсолютно не в курсе Вашей темы. но то. что Вы дали к 18 веку никакого отношения не имеет.
Но тема любопытная, скиньте еще какие нибудь наводки -подсказки.
Может, что и найдем

Автор:  DeFonce [ 01 май 2023, Пн 18:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Спасибо!
По поводу изображения-вопросы к авторам 1 тома трехтомника "История Русской Америки" под ред. академика Н.Н.Болховитинова (М."Международные отношения, 1997). Авторы раздела об экспедициях - А.В.Гринев, Н.В.Макарова. Что касается судов, то чаще всего просто "судно". На втором месте-"шитик", затем "бот", изредка встречаются гукоры и галиоты. Памятуя о неустойчивости терминологии и неизбежных упрощениях, эти суда могли весьма отличаться от привычных нам образов. Из 56 судов, выделенных на сегодняшний день (список неполный), размерения нашел только для двух:шитик "Св.Петр" 1743 года (длина от корга до корга-6 саженей, ширина без обшивки-7 аршин, глубина интрюма-3 аршин) и судно "Св.Захарий и Елизавета" 1759 года длина 6 "саженей печатных", ширина по палубе 6 аршин с половиной). И пока всё.

Автор:  vladislav_zhdan [ 01 май 2023, Пн 19:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

нет-нет, в 18 веке шитик...бот ...галеот и гукор
это очень конкретно и чертежи есть и хорошие.

если есть основные размеры, то судно можно восстановить.

Автор:  DeFonce [ 03 май 2023, Ср 00:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Серия вопросов относительно шитика. Где лежат подлинники, какова их историческая привязка (период, регион, может быть, конкретное историческое событие)? Насчет остальных типов судов: в каждом старом архиве мы найдем немало различных чертежей ботов и другой мелкоты, порой весьма различающихся между собой. Если в военных флотах при наличии хоть какого-то порядка такое разнообразие было, то партикулярные мастера и их заказчики на окраине империи, полагаю, творили "сильно по мотивам" с учетом имеющихся возможностей. Цель моя-попытаться выявить эволюцию судов с точки зрения приспособления к задачам и возможностям заказчиков и строителей.

Автор:  vladislav_zhdan [ 03 май 2023, Ср 07:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

по ШИТИКАМ я не специалист. есть пару фотографий и все.
по "голландцам" спрашивайте.
Разнообразия местного. думаю, не было.
После запрета Петра строить "свои русские" суда. Не думаю, что нашлись бы смельчаки -экспериментаторы
рисковать своей головой

Автор:  Старый МореходЪ [ 03 май 2023, Ср 09:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Ничего не скажу о русских промысловых судах Тихого океана, но в моём детстве, в конце 70-х годов в Тегульдетском районе Томской области довелось увидеть промысловое судно. Это сооружение уже было вытащено на слом и дрова на берег. Говорили, что ему значительно больше 100 лет. Называли его баржей. Когда-то там были мачты и вёсла. И запомнились окна. Краска давно вся облупилась, но исполнение - а вот как на окнах домов в Томске была резьба, так в таком же обрамлении. Вообще это была "плавбаза" - там в трюм рыбёшку в бочках закатывали, там же пластали, солили. Сооружение весьма внушительных размеров было. ...
Но ищущий да обрящет! Змагайце, сударь. :hi:

Автор:  vladislav_zhdan [ 03 май 2023, Ср 20:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Давайте выберем какой нибудь кораблик о котором хоть что-то у Вас есть
и я в перерывах \ сейчас много работы\ в свободные минуты или часы
попытаюсь придать ему какой нибудь прилично-исторический вид

Автор:  DeFonce [ 04 май 2023, Чт 00:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

ОК, нужно некоторое время на обобщение, потом выставляю материал.

Автор:  AMG-1963 [ 04 май 2023, Чт 00:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

vladislav_zhdan писал(а):
по ШИТИКАМ я не специалист. есть пару фотографий и все.
После запрета Петра строить "свои русские" суда. Не думаю, что нашлись бы смельчаки -экспериментаторы рисковать своей головой

Первое казенное судно на Тихом океане была морская лодья "Восток". никто никому голову не рубил.
:D
"Все прежние попытки достичь Камчатки морем были обречены на неудачу, что, помимо различных других причин, объяснялось также и отсутствием опытных мореходов, кораблестроителей, мореходных инструментов. Поэтому при организации новой экспедиции по приказу Петра I из Петербурга в Охотск были посланы опытные мореходы – выходцы из Архангельска, которые прибыли в Якутск 23 мая 1714 г. 3 июля 1714 г. якутский казак К. Соколов, назначенный начальником экспедиции, с командой отправился из Якутска в Охотский острог. Здесь, в 75 верстах вверх по течению р. Кухтуй, было выбрано место для закладки судна типа северных мореходных лодий. Постройкой руководил К. Плоских, в мае 1716 г. лодью спустили на воду, дав ей название «Восток». Судно было прочным, хорошо держалось на волне и слушалось руля. Длина его составляла 8½ сажень, ширина – 3 сажени, осадка с полным грузом 3½ фута. Лодья была значительно мореходнее, чем строившиеся здесь до того кочи и боты-однодеревки. Это было первое морское судно, созданное русскими мастеровыми на Дальнем Востоке, а Охотский острог стал родиной отечественного флота на берегах Тихого океана. В июне 1716 г. экспедиция в составе 27 человек во главе с К. Соколовым и мореходом Н. М. Треской отправилась в плавание". (с)

Автор:  AMG-1963 [ 04 май 2023, Чт 00:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

1714 г. июля 3. – Наказная память якутского воеводы полковника Я. А. Ельчина служилому человеку К. Соколову, кормщику Я. В. Невейцыну, пятидесятнику М. Кривоносову о поиске морского пути на Камчатку и описании открытых земель

Лета 1714, июля в 3 день, по указу великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и по приказу полковника и воеводы Якова Агеевича Ельчина да дьяка Ивана Татаринова память Якуцкаго города служилому Козьме Соколову, да мореходцем, кормщику Якову Невейцыну, да служилым Михаилу Кривоносову с товарищи.

Итти им из Якуцка в судах реками: Леною, Алданом, Маею, Юдомою до Креста, а от Креста чрез волок до реки Урака и тою рекою Ураком до Охоцкого острогу и до Ламского моря днем и ночьми, везде не мешкая ни малого времени, чтоб до Охоцкого острогу дойтить нынешним летним путем. Для того в прошлом 713 году июля в 26 день в указе великого государя за рукою Сибири губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой в приказную полату написано: по его, великого государя, имянному указу велено послать из Якуцка на Камчатку сына боярского да с ним служилых 12 человек, прося от господа бога помощи, для проведывания чрез Ламское море камчацкого пути. И по тому великого государя имянному указу послан в тое службу их, детей боярских, Иван Сорокоумов с товарищи 1. А в нынешнем 714 году маия в 23 день в указе великого государя за рукою губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой написано: посланы из Тобольска в Якуцкой мореходцы и плотники для строения морских судов – Яков Невейцын с товарищи 7 человек – для проведывания прямого ходу чрез Ламское ж море на Камчатской Нос и, построя суды к морскому ходу, также с Камчатки чрез Ламское море тем же путем велено итти в Охоцкой острог...

...Роспись мореходцах, и плотником, и служилым людем.

Матрос Андрей Яковлев сын Буш, Яков Невейцын, Никита Тряска 3.
Плотники: Кирило Плоских, Варфоломей Федоров.
На Ламе построя морския суды, плотников Ивана Каргапола, Михайла Кармакулова отпустить в Якуцкой.
Служилые люди: пятидесятник Михайло Кривоносов (за сим имена 12 человек) 4.

Роспись морского ходу судовым припасом: якорь железной весом 5 пуд, якорь железной весом 4 пуда, якорь железной весом 3½ пуда; 600 аршин на парус холста тонкого; 4 спуска снастей мерою по 110 сажен, спуск 90 сажен, весом всего 20 пудов 20 фунтов; 5 спусков тонких веревок мерою 110 сажен, весом 16 пуд 10 фунтов; 2 спуска по 110 сажен, весом 4 пуда, на фонари и на компасы 15 фунтов слюды; 4 человеком дано 4 пищали, по 1½ рубля пищаль; пороху 1 пуд 20 фунтов; свинцу 3 пуда 2 фунта; 8 напарей больших и средних, 9 топоров, 4 долота, 2 пазника, 3 теслы, 5 скобелей, 20 сверл, 4 кляпика, 3 пилы круглые, 28 ведр смолы.

Памятники Сибирской истории XVIII в. СПб., 1885, кн. 2, с. 37-40.

Автор:  Старый МореходЪ [ 04 май 2023, Чт 04:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

...
А топикстартеру, если б он искал не по 18-му веку, а чуть ближе к нам... В Сибири и на Дальнем Востоке была чрезвычайно развита крестьянская кооперация, ещё при "клятом Николашке". Там вот в материалах кооперативных обществ вполне вероятно, могли быть какие-нибудь упоминания о промысловых судах. Ведь прежде чем дать денех из казны, дОлжно было убедиться на что дают. Для приобретения чего с параметрами и тех. характеристиками. Впрочем, где теперь эти материалы этих сообществ?.. Макулатура. Навряд ли что могло сохраниться.
А сударь DeFonze представляет какой-либо музей или так, для себя? Я мог бы изваять моделью ту "плавбазу", кою довелось видать. Я не помню, что я сегодня ел и ел ли воопче, но картины и сюжеты прошлых столетий встают передо мной как-будто наяву. Гэта старасць... :unknown:

Автор:  DeFonce [ 05 май 2023, Пт 00:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Прошу прощения, я не столь моделист, сколь историк (и публикации есть и должность некая). Цель исследования моего-попытка выявить динамику приспособления конструкции судна к условиям эксплуатации и ресурсам, которыми располагали заказчик и строитель. Интересует именно XVIII век на Тихом океане, пока еще нет РАК а всем рулит частная инициатива (хотя не без роли казны).

Автор:  DeFonce [ 05 май 2023, Пт 00:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Присоединяюсь. Никто никому головы не рубил. Даже на Севере к указам Петра подходили "творчески", и галиоты весьма походили на староманерные суда. Не говоря уже об Охотске , где первые промысловые экспедиции совершались на шитиках, строительство которых Петр не предусматривал никак. Да и происходило дело в 40-х-50-х годах, когда о точном соблюдении данных указов никто не пекся.

Автор:  vladislav_zhdan [ 05 май 2023, Пт 10:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

галеоны не могут походить на староманерные суда . во первых "староманерных " судов не существует ....
\\не существовало у нас ...шитики не в счет\\
и во вторых , тогда как узнавали. что это галеот ?
:)

Страница 1 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/