Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Исторические изыскания. Поиск истины. Мнения, документы.

Модераторы: Александр Добренко, greenstone

Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Первые шнявы на Севере и на Балтике были трофеями, взятыми в боях со шведами. 26 июня 1701 года во время сражения у Архангельска были захвачены севшие на мель шнява «Мьехунден» и галиот «Фалькен». Когда экипажи покинули свои суда, на их палубы взобрались русские солдаты чтобы из трофейных пушек открыть огонь по шведской эскадре. Рассыпанный на палубе шнявы порох при выстреле загорелся, взрывом у нее повредило корму . По приказу Петра I взятые суда были отремонтированы, о чем архангельский воевода А.П. Прозоровский в октябре 1701 года доложил царю . Петр I во время своего визита в Архангельск в июне 1702 года, совершил на трофейной шняве короткий поход по Северной Двине до д. Вавчуги, чтобы присутствовать при спуске на воду двух новых судов . Шнява имела длину 72 голландских фута (20,4 м), шесть пушек калибром 3¾ фунта, экипаж 35 человек . Шняву «Мьехунден» построил в 1698 году известный кораблестроитель Ч. Шелдон . В некоторых документах судно называется малым фрегатом. В качестве образца этого типа кораблей шведского флота, А.В. Иванов в 2012 году привел выявленный в Датском архиве чертеж шведской шнявы (бригантины) «Хуммерн» («Hummern»), время постройки и размеры которой соответствуют таковым у «Мьехундена». Шнява «Хуммерн» имела три мачты, шесть пушечных и четыре весельных порта по борту. А.В. Иванов полагает, что «Мьехунден» стал образцом для построенных в 1702 году в Архангельске малых фрегатов «Св. Дух» и «Курьер», близких размерений .
Вложения
hummeren-001.jpg
hummeren-001.jpg (73.88 КБ) 1827 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В устье р. Невы 6 мая 1703 года русские солдаты под командованием Петра I и А.Д. Меньшикова атаковали и взяли на абордаж 8-пушечную шняву «Астрильд» и 10-пушечный галиот «Гедан». Шнява значительно пострадала в бою, поэтому была отправлена на ремонт на Олонецкую верфь. Шнява была в 1701 году куплена шведами для военных нужд. В коллекции ЦВММ хранится половинчатая модель, идентифицированная как шнява «Астрильд». В 2012 и 2015 годах А.В. Иванов выполнил критический анализ модели . На гравюре шнявы «Астрильд», выполненной П. Пикартом в 1703 году по снятому с натуры эскизу, изображено двухмачтовое судно с прямыми парусами, с восемью пушками по борту.
Также А.В. Иванов привлек для атрибуции модели известное письмо Петра I от 10 мая 1703 года с указанием наличия на захваченном судне восьми пушек и двух фальконетов, при 14-ти портах, и переведенный со шведского языка «Инвентариум на малую шняву «Астриль» от 3 июля 1701 года, где указано двухмачтовое вооружение со шпринтовыми парусами, без бушприта, и наличие утопленного полуюта. На гравюре П. Пикарта у шнявы «Астрильд» фок-мачта несет два прямых паруса и показана однодеревой, хотя имеет марсовую площадку. На однодеревой грот-мачте поднят гафельный грот с гиком, выше него – прямой грот-топсель, у которого изображен только верхний рей. Между мачтами поднят на штаге треугольный грот-стаксель. Однодеревый бушприт несет кливер. Первоначально была подтверждена атрибуция модели и определена длина судна «по штевням» – 69 футов (21,0 м). В 2015 году А.В. Иванов выявил сходство полумодели с относительно твердо атрибутированной полумоделью «новоизобретенного» корабля «Бухарест» Донской флотилии 1769 года, и подверг сомнению прежнюю идентификацию.
Вложения
200802.jpg
200802.jpg (488.92 КБ) 1826 просмотров
Astrild.gif
Astrild.gif (68.04 КБ) 1826 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В списках шведского флота «Астрильд» числится бригантиной, в отличие от шнявы «Мьехунден» . Возможно, разница в классификации вызвана наличием гика у гафельного паруса «Астрильда». 3 мая 1704 года в засаду, устроенную отрядом генерал-майора Н.Г. фон Вердена на р. Амовже, попала шведская дерптская флотилия в числе 13 судов. Подробное описание имущества 12-ти захваченных судов приведено в военно-походном журнале генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева . http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text2.htm
В 2007 году в Таллине была опубликована фотокопия чертежа бригантины «Ульрика» (Ulrica). Чертеж бригантины «Ульрика» длиной между штевнями 55 шв. фут (16,34 м) выполнен в 1702 году корабельным мастером Ю. Фальком на момент установки рангоута, хранится в Военном архиве в Стокгольме. Бригантина имеет бушприт с утлегарем под ним, фок-мачта несет прямые фок и марсель, грот-мачта – марсель и гафельный грот с гиком. Парусное вооружение аналогично шняве «Астрильд» с гравюры П. Пикарта. Характеристики судов флотилии опубликовал в 2014 году Д.А. Сидоров .
Вложения
Swedish brigantine “Ulrica” 1702.JPG
Swedish brigantine “Ulrica” 1702.JPG (34.27 КБ) 1822 просмотра
Swedish brigantine “Ulrica” from Dorpat squadron 1702.JPG
Swedish brigantine “Ulrica” from Dorpat squadron 1702.JPG (121.09 КБ) 1822 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Шнява «Астрильд» значительно пострадала в бою, поэтому была отправлена на ремонт на Олонецкую верфь. На верфи вскоре были заложены первые шнявы русской постройки, в 1704-1705 годах вошедшие в состав молодого Балтийского флота. По своим размерениям олонецкие шнявы были близки шведским трофеям. Заложенная 29 августа 1703 года шнява «Мункер» длиной 72 голландских фута (20,38 м), была головной в условной серии из 10 судов. Пять шняв сошли на воду летом 1704 года, еще пять – в июле 1705 года . Заложенная летом 1706 года шнява «Лизет» имела длину 76 футов (23,16 м). В 1992 году В.Г. Крайнюков выполнил реконструкцию шнявы «Мункер». Согласно реконструкции, шнява имела три яруса прямых парусов на фок- и грот-мачтах, гафельный парус на бизань-мачте без реев . Этот состав парусной оснастки шнявы «Мункер» отличен от иконографических источников.
Вложения
14Мункер.jpg
14Мункер.jpg (157.2 КБ) 1816 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Вместе с семью фрегатами, сошедшими на воду в 1704 году, шнявы составили ядро русского флота, который летом 1705 года отразил нападение шведской эскадры на остров Котлин. В перечне судов на гравюре 1706 года шнявы указаны как 14-пушечные малые фрегаты с экипажами по 70 человек . Четыре шнявы несут двухмачтовую оснастку, «Св. Иохим» («Св. Яким») вооружен тремя мачтами. Его бизань-мачта имеет крюйс-стеньгу с вантами и бегин-рей, однако не показан бизань-рю, который изображен у всех фрегатов и брандеров. Шнявы имеют по две реи на мачтах и стеньгах, бушприты с блинда-стеньгами, блинда- и бовен-блинда-реями. У двух шняв позади грот-мачт изображены длинные наклонные рангоутные деревья, похожие на гики с топенантами, идущими к топам стеньг. Корпуса шняв имеют кормовые украшения, форштевни – с княвдигедом.
В составе шведской эскадры также изображены две двухмачтовых шнявы, схожие с русскими. У них также есть рангоутные деревья позади грот-мачт. Наличие гиков у шняв, подтверждается донесением Фангета из Ревеля от 29 января 1715 года, с резолюциями Петра I. На вопрос об увеличении длины гиков у шняв, царь отметил, что мачт-макер гики может переделать .

Фрагмент линии баталии: корабли (24-пуш. фрегаты): F – «Штандарт», A – «Фам», G – «Петербург», H – «Архангел Михаил»; малые фрегаты (14-пуш. шнявы): I – «Мункер», K – «Дегас», L – «Ямбург», N – «С. Иохим»
Вложения
шнявы 1705 Kotlin.jpg
шнявы 1705 Kotlin.jpg (96.14 КБ) 1811 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В ледовом походе к Выборгу в мае 1710 года участвовали восемь шняв и четыре брандера, переоборудованные из неблагонадежных шняв. На гравюре 1717 года П. Пикарт изобразил суда идущими курсом фордевинд – по ветру, когда кормовые паруса затеняют носовые, поэтому часть парусов не поставлены. Отрядом шняв командовал царь, под именем контр-адмирала Петра Михайлова. Флагман отряда, шнява «Лизет» имеет трехмачтовую оснастку, грот и крюйсель взяты на гитовы, за бизань-мачтой поднята гафельная бизань. Все остальные шнявы, включая «Санкт Яким» («Св. Яким») – показаны двухмачтовыми. Возможно, опыт трехмачтовой оснастки столь малых судов, оказался неудачным. Из всех судов с прямым вооружением, фор- и грот-брам-реи показаны только у фрегата «Олифант». Остальные суда имеют по два яруса прямых парусов – нижние и марсели.
Вложения
Боевой порядок Выборг 1710 шнявы.jpg
Боевой порядок Выборг 1710 шнявы.jpg (66.29 КБ) 1802 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В мае 1709 года шведы задержали шняву «Фалк», посланную к шведскому флоту с письмами. В переписке между командующими о возврате приза, адмирал К. Анкерштерн называл «Фалк» бригантиной, вице-адмирал К. Крюйс – шнявой . Шнявы были выделены в самостоятельный класс в ранговой классификации, только во флотах Швеции и России. Морской устав 1720 года закреплял ранги 14-ти и 16-пушечных шняв с калибром пушек четыре и шесть фунтов соответственно. Последней малой шнявой петровского флота стала спущенная на воду в 1723 году шнява «Фаворитка», длиной по палубе 71 фут (21,64 м) . В штате российского флота 1732 года шнявы были признаны судами бесполезными, их функции – дозор, крейсерство, разведку, в военное время должны были выполнять пакетботы.
Парусное вооружение шнявы имели пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», построенные в 1740 году для экспедиции В.И. Беринга. В октябре 1732 года судовой мастер В. Соловьев составил в Санкт-Петербурге ведомости лесов, припасов и материалов для построения пакетбота длиной по палубе 80 футов (24,38 м). По ведомости судно имело трехмачтовую корабельную оснастку и три яруса парусов . Ко времени постройки пакетботов в Охотске, В.И. Беринг и А.И. Чириков уже были знакомы с условиями плавания в северной части Тихого океана и Охотском море. Они в 1728-1729 годах плавали на боте «Св. Гавриил» в Берингов пролив и выходили в океан. Очевидно, предвидя сложные гидрометеорологические условия района плавания, было принято решение ограничиться для пакетботов двумя мачтами и двумя ярусами парусов. В реестре припасам, которые требовалось доставить в Охотск из Петербурга или Казани, А.И. Чириков привел перечень стоячего и бегучего такелажа на две мачты со стеньгами, на нижние паруса и марсели . В составленных в Сибири реестрах и ведомостях, в судовых журналах пакетботов упоминаются паруса: блинд, кливер, фор-стень-стаксель, фок, фор-марсель, грот, грот-марсель, бизань (трисель), грот-стаксель и грот-стень-стаксель между мачтами .
Название кормового гафельного паруса у двухмачтовых судов с прямым вооружением в XVIII веке, вызывает полемику специалистов и любителей истории парусного флота. В судовом журнале пакетбота «Св. Петр» гафельный парус именуется «тресель»: «Погода облачна, воздух мрачный, парусы имели: фоксель, тресель, грот стаксель, марсели рифлены одним рифом ». А в росписи шхипорским припасам, оставленным на острове Беринга, тот же парус именуется «бизань зейль» и «бизань зейль гафель» . Моряки «Св. Петра» один и тот же парус называли и трисель, и бизань. Необходимо отметить, что голландское наименование заднего косого паруса – Bezaan, английское – Mizzen. Английское название «трисель» (Trysail) относится к гафельному парусу без гика, управляемому непосредственно шкотом.
Вложения
Список старой оснастки и положения Дмитрия Коростылева.jpg
Список старой оснастки и положения Дмитрия Коростылева.jpg (333.02 КБ) 1800 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В списке Ф.Ф. Веселаго последними указаны три 14-пушечных шнявы длиной 78 футов (23,77 м), построенные для Каспийской флотилии в 1746 году в Казани . Класс шняв был восстановлен штатом флота 1757 года. Предусматривалось наличие в составе Каспийской флотилии трех 14-пушечных шняв, выполнявших задачи посыльных судов: «надлежит в том Астраханском порте для случающихся корреспонденций и посылок от Адмиралтейства иметь удобных по тамошней воде три судна и в том числе содержать нынешние там имеющиеся две шнявы, а к тем в комплект третье судно построить» . В РГАВМФ хранится выполненный корабельным подмастерьем И. Афанасьевым чертеж двухмачтовой 14-пушечной шнявы длиной по палубе 76 фут 8 дюйм (23,37 м) . Чертеж 10 августа 1758 года был рассмотрен на консилиуме корабельных мастеров в обер-сарваерской конторе.
Проектирование шняв продолжалось в 1760-х годах, о чем свидетельствует надпись на чертеже трехмачтовой 16-пушечной шнявы длиной по палубе 86 футов (26,21 м) с коротким квартердеком, не доходящим до бизань-мачты. Скорописью указано, что «таков чертеж послан на Олонецкую верфь к ластовому мастеру Прокофью Михаилову для подряду желающих построить, також и другой 14-ти пушек сентября 30-го дня 1762 году» . Такие же размерения имеет трехмачтовая 16-пушечная шнява с чертежа без даты, у которой изображены короткий форкастель и квартердек, продолжающийся вперед за бизань-мачту . Носовая часть в плане оформлена бикгед-переборкой.
В таблицах с размерами рангоута и перечнем парусов на «новоизобретенные» в 1768 году корабли для Азовского моря, для судов 4-го рода длиной 86 футов (26,21 м) приведено вооружение шнявы: блинд под бушпритом, три яруса прямых парусов на обеих мачтах, гафельный грот без гика, кливер и стаксели на бушприте и между мачтами . Характеристики шняв российского флота I половины XVIII века представлены в таблице №2.
Вложения
таблица 2 шнявы.jpg
таблица 2 шнявы.jpg (221.23 КБ) 1798 просмотров
ris_glebov_01-1.gif
ris_glebov_01-1.gif (89.42 КБ) 1798 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Штат флота 1764 года окончательно упразднил шнявы, впервые в официальное штатное положение был введен класс бригантин. Бригантины были предусмотрены штатами второй половины XVIII века: одна – штатом 1764 года, по две – штатами 1777 и 1782 годов, восемь и четыре – штатами черноморского флота 1794 и 1798 годов соответственно. Штатом 1796 года две бригантины были предусмотрены в Каспийской флотилии.
Во время войны с Турцией 1768–1774 годов русские войска захватили на Дунае несколько судов, ставших основой Дунайской флотилии. Эти суда в переписке именовались двух- и трехмачтовыми галиотами. Осенью 1771 года капитан 2 ранга А.Ф. Чеменцов поставил корабельному мастеру Г. Корчебникову задачу – «входя в здешнее построение судов не можно ль мачты переменить против нашей пропорции как на брегантинах делается с марсами». В рапорте от 18 декабря 1771 года Г. Корчебников привел пропорции существующего рангоута трехмачтовых галиотов, и «как на брегантинах быть надлежит» . В рапорте указано, что «хотя по положеной пропорции надлежит быть гик да гафель, только оно у судов по высоте мачт быть неспособно». Следовательно, в российском флоте существовали особые бригантинные пропорции рангоута, и в его состав входили гафель и гик.
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Хранящиеся в РГАВМФ чертежи позволяют выделить два типа бригантин, отличающиеся по расположению мачт: фок- и грот-мачты и вооружение брига, либо грот- и бизань-мачты и вооружение галиота (прямые паруса на грот-мачте и гафельная бизань). Следовательно, термин бригантина во второй половине XVIII века обозначал класс, а не тип судна. На чертеже бригантины А.С. Катасанова длиной между штевнями 73 фута 10 дюйм (22,52 м) от 1779 года отмечены положение фок- и грот-мачты . На чертежах 12-пушечной бригантины И.И. Афанасьева длиной 77 фут (23,47 м) от 1760 года и 14-пушечной бригантины для Каспийского моря С.И. Афанасьева длиной 75 фут (22,86 м) от 1791 года показано положение грот- и бизань-мачты.
В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) хранится судовой журнал бригантины «Св. Екатерина», доставившей в 1792 году посольство в Японию. Упомянутые в журнале паруса: кливер, топсель, брифок, грот, бизань – соответствуют вооружению галиота с грот- и бизань-мачтами. Изображения бригантины «Св. Екатерина», сделанные японцами в период нахождения судна в гаванях о-ва Хоккайдо, демонстрируют этот тип вооружения . Кормовой парус бизань поднимался гафелем и растягивался по гику.
Вложения
31323_original.jpg
31323_original.jpg (281.7 КБ) 1794 просмотра
31197_original.jpg
31197_original.jpg (462.22 КБ) 1794 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В европейских флотах второй половины XVIII века, термины «бриг» и «бригантина» были синонимами. Традиционно считается, что бриги появились в середине XVIII века на основе эволюции шняв. В альбоме Ф.Х. Чапмана 1768 года, показано различие их оснастки: у брига нет прямого грота, а гафельный парус имеет гик. Отличаются от шнявы пропорции рангоутных деревьев. В издании конца XVIII века отмечено, что «бригантины разнятся с шнявами токмо в том, что у них нет малой мачты, и что задний парус их, привязывается также к гафелю, внизу – гик» . В 1769 году У. Фалконер привел другое определение парусного вооружения брига: «грот и грот-топсель брига, как у шхуны, а фок-мачта оснащена парусами также как у корабля и шнявы». Здесь отражен взгляд на происхождение брига в результате синтеза прямого корабельного и косого шхунного вооружения. Нижняя часть мачты у шхуны значительно длиннее, а несущая прямой топсель стеньга короче, чем у судна с прямым вооружением . В английском коммерческом флоте такой тип вооружения существовал во II половине XVIII – начале XIX века.
Вложения
ch17_2_4.gif
ch17_2_4.gif (91.71 КБ) 1792 просмотра
Фалконер прил 12-6.jpg
Фалконер прил 12-6.jpg (57.16 КБ) 1792 просмотра
Фалконер прил 12-4.jpg
Фалконер прил 12-4.jpg (56.15 КБ) 1792 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В английском флоте на рубеже 1770–1780 годов бригантины с острыми обводами пришли на смену двухмачтовым шлюпам с более полными обводами и вооружением шнявы. В 1778–1784 годах были построены шесть бригантин типа «Childers», имевшие длину по палубе 79 фут (24,08 м), артиллерию из 10-ти 4-фн. пушек, впоследствии – 14-ти 12-фн. карронад. Две бригантины типа «Speedy», построенные в 1781 году в Дувре, имели длину по палубе 78 фут 3 дюйма (23,85 м), с артиллерией из 14-ти 4-фн. пушек. Эти суда впоследствии классифицировались как бриг-шлюпы. Часть судов были приобретены у частных владельцев, имели размерения и конструкцию одномачтовых катеров, но двухмачтовое вооружение брига.
Первым российским бригом в «Списке» Ф.Ф. Веселаго назван купленный в 1789 году «Нептун». В выписке из журнала Адмиралтейств-коллегии от 12 февраля 1789 года указано, что в Ревеле куплена 18-пушечная бригантина «Нептунус» длиной между штевнями 79 футов (24,08 м), построенная в Англии, вооружена 18-фн. карронадами, подводная часть обшита медью .
Вложения
Swallow 1779 ZAZ4719.jpg
Swallow 1779 ZAZ4719.jpg (121.95 КБ) 1792 просмотра
Flirt 1782 ZAZ4631.jpg
Flirt 1782 ZAZ4631.jpg (149.11 КБ) 1792 просмотра
Childers (1778) ZAZ4990.jpg
Childers (1778) ZAZ4990.jpg (291.63 КБ) 1792 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В российском флоте в конце XVIII века бригантинами называли малые бриги. В ордерах князя Г.А. Потемкина от 15 марта 1790 года контр-адмиралу Ф.Ф. Ушакову и обер-интенданту С.И. Афанасьеву указывалось оснастить «по бригантинному» кирлангичи «Климент Папа Римский» и «Благовещение», дубель-шлюпки «Петр», «Алексей», «Иона», «Филипп», впредь для флотилии строить бригантины длиной 80 футов (24,38 м) . В расписании черноморского флота от 9 июня 1791 года упомянуты бриг «Климент Папа Римский», пять легких бригов, бомбардирский и турецкий пленный бриги . В начале XIX века одни и те же суда черноморского флота назывались бригами, если они были приписаны к корабельному флоту, или бригантинами, если к гребному флоту .
В РГАВМФ хранится чертеж мачтовым мерам бригантины, на котором изображен малый бриг длиной 60 футов (18,29 м) в масштабе чертежа . Двухмачтовое судно имеет четыре яруса прямых парусов на обеих мачтах и гафельный грот с гиком, прямой грот не показан. Подпись на чертеже – драфцман Попов. Ф.Ф. Веселаго в 1872 году привел сведения, что в 1801–1810 годах на верфи Охотска были построены четыре бригантины. Строителями первой бригантины «Св. Феодосий», спущенной на воду в 1804 году указаны мастера Вашуткин и Попов . В 1805 году из училища корабельной архитектуры был выпущен А.А. Попов, которому был присвоен чин драфцмана (англ. чертежник, конструктор) – младший офицерский чин в табели о рангах. В обеих случаях авторства, чертеж относится к началу XIX века.
Вложения
бриг-на.jpg
бриг-на.jpg (47.42 КБ) 1792 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Впервые класс бригов был введен в 1790 году в штате Балтийского гребного флота. В Положении балтийскому и черноморскому корабельному и гребному флотам и каспийской флотилии от 14 ноября 1803 года класса бригантин не было. Все суда с прямым двухмачтовым вооружением именовались бригами. Малые бриги, имевшие длину менее 75 футов (22,86 м), как правило, несли три яруса прямых парусов.
В 1824 и 1829 годах в Севастополе были построены 10-пушечные бригантины «Елизавета» и «Нарцисс», длиной по палубе 77,7 фут (23,99 м) и 81,8 фут (24,9 м) соответственно . Бригантина «Елизавета» участвовала в русско-турецкой войне 1828–1829 годов как посыльное судно, участвовала в крейсерских операциях флота. Для черноморских 10-пушечных бригантин Ф.Ф. Веселаго указывает артиллерию из 18-фн. карронад и 8-фн пушек.
Суда, имеющие фок-мачту с прямыми парусами, и грот-мачту с гафельным парусом именовали шхуна-бриг. М.П. Лазарев ввел вооружение шхуна-бриг и барк на черноморских транспортах. Позднее этот тип вооружения был принят на Балтике. Единственное военное судно с такой оснасткой, 14-пуш. шхуна-бриг «Вестник», была построена в 1841 г. в Николаеве. Суда с такой оснасткой в конце XIX в. стали называть бригантинами.

Продолжение следует
Вложения
8Туркменчай.jpg
8Туркменчай.jpg (54.72 КБ) 1792 просмотра
шкуна-бриг Вестник-Прохоров.jpg
шкуна-бриг Вестник-Прохоров.jpg (263.23 КБ) 1792 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В 1788 г. для русской эскадры, планируемой к отплытию в Средиземное море, по заказу адмирала С.К. Грейга в Англии был приобретен катер «Меркурий», имевший длину по палубе 96 фут 8 дюйм (29,47 м) и парусное вооружение брига. Катер «Меркурий» был приобретен из числа готовых судов.
В РГАВМФ хранятся три чертежа катера «Меркурий». Размеры портов соответствуют инструкции от 1785 года изобретателя карронад К. Гаскоина для 24-фн. карронад. В РГАВМФ в фонде Грейгов находится цветной рисунок брига, идущего под парусами, с подписью: «Mercurius Cutter» . По правому борту из портов с поднятыми крышками выдвинуто 12 орудий. На мачтах три яруса парусов: брамсели свернуты, прямой грот отсутствует, хотя под грота-реем изображены перты. Брасы реев грот-мачты тянутся вперед. Гафельный грот имеет гафель длиной ненамного короче гика. На ноке гика изображен флагшток с андреевским флагом. На утлегаре поднят кливер, между мачтами – грот-стаксель. Под бушпритом находятся мартин-гик и блинда-рей.
Анализ справочников английского флота конца XVIII века показал, что суда, подобные катеру «Меркурий» с 12-13 портами на борт, представлены захваченными голландскими и датскими призами. Взятый в 1781 году 24-пушечный катер-бриг «Orestes» длиной по палубе 94 фута (28,7 м), имел острые обводы, наклонный старнпост, 13 пушечных и семь весельных портов .
Вложения
Mercurius Cutter.jpg
Mercurius Cutter.jpg (141.61 КБ) 1770 просмотров
Orestes (1781) (Dutch, captured) ZAZ7961.jpg
Orestes (1781) (Dutch, captured) ZAZ7961.jpg (123.18 КБ) 1770 просмотров
Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»