Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Исторические изыскания. Поиск истины. Мнения, документы.

Модераторы: Александр Добренко, greenstone

Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

По типу «Меркурия» А.С. Катасанов спроектировал два 22-пушечных катера-брига «Гонец» и «Вестник» длиной 96-футов (29,26 м), построенные в 1800 году в Санкт-Петербурге. Еще один 20-пуш. катер «Соломбал» длиной 99 футов (30,18 м) был построен в 1806 году в Архангельске, имел несколько другую форму кормы. Катера имели 11 бортовых портов .
В 1796 году в Англии был куплен 20-пушечный бриг «Диспач», имевший длину по палубе 96 футов (29,26 м). Интендантская экспедиция Адмиралтейств-коллегии, сравнив чертежи «Меркурия» и «Диспача», отметила, что последний имеет более полные обводы, выше надводный борт, поэтому будет иметь меньшие скорость и остойчивость . Обводы и конструкция катера-брига «Меркурий» и брига «Диспач», прослеживаются в чертежах 20-пушечных бригов, строившихся на отечественных верфях.
Вложения
Dispatch (1795) ZAZ4352.jpg
Dispatch (1795) ZAZ4352.jpg (122.52 КБ) 1391 просмотр
бриг Олимп 1816.JPG
бриг Олимп 1816.JPG (85.51 КБ) 1391 просмотр
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Ранее упоминалось, что несколько российских шняв были вооружены тремя мачтами и имели гафельную бизань. Такая оснастка встречалась на североевропейских судах. В ЦВММ хранятся два альбома рисунков и чертежей конца XVII – I половины XVIII веков с изображениями голландских судов и их деталей. На трех рисунках изображены трехмачтовые суда, имеющие три яруса прямых парусов, бушприт с блинда-стеньгой и гафельную бизань без гика – два двухдечных корабля и фрегат . Применение блинда-стеньги в европейских флотах завершилось в конце I четверти XVIII века. На рисунке фрегата даны названия парусов на старо-голландском языке. Это крюйсель, бизань, грот-брамсель, грот-марсель, грот, фор-брамсель, фор-марсель, фок, блинд, кливер, фор-стаксель, грот-стень-стаксель, бовен-блинд. Грот-стаксель поименован как апсель. Апсель (бизань-стаксель) изображен, но не пронумерован.
Вложения
корабль альбом к17-н18вв.JPG
корабль альбом к17-н18вв.JPG (50.46 КБ) 1388 просмотров
фрегат альбом к17-н18вв.JPG
фрегат альбом к17-н18вв.JPG (171.96 КБ) 1388 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В последней трети XVIII века гафельный парус, применявшийся с конца XVII века на шнявах, стал использоваться на судах с корабельным вооружением вместо укороченной бизани на бизань-рю. В 1768 году Ф.Х. Чапман привел схему парусности фрегата с гафельной бизанью .
В 2012 году Г.А. Гребенщикова опубликовала датированный 1780 годом рисунок русского брандера, хранящийся в морском музее в Лондоне. Небольшое трехмачтовое судно под андреевским флагом с семью пушечными портами по борту, несет три яруса парусов на мачтах, блинд под бушпритом и гафельную бизань без гика. На бушприте и утлегаре подняты фор-стень-стаксель и кливер, между мачтами – стаксели и стень-стаксели. Добавочные паруса – ундер-лисель, фор- и грот-марса-лисели с левого борта. Рисунок свидетельствует о практике применения в российском флоте гафельной бизани. В последней трети XVIII века за бизанью на коротком рее ставился драйвер, как прямой парус.
В конце XVIII века драйвер стал представлять собой большой косой парус, имевший площадь прежних драйвера и бизани. Для его установки стали применять гафель и гик. Такой парус в начале XIX века получил название контр-бизань, и входил в число основных парусов. В 1799 году по решению учрежденной Павлом I «комиссии для изменения штатов», были введены изменения парусного вооружения: «вместо драйвера – контр-бизань с гафелем и гиком. На всех фрегатах, бомбардирских и прочих судах вместо бизань-реев иметь гафель, и на кораблях такую перемену было бы не бесполезно» . Новое «Штатное положение настоящего вооружения кораблей, фрегатов и прочих ко флоту судов принадлежащих» было высочайше утверждено в 1806 году.
Вложения
Russian fireship with a felucca flying the Russian flag in tow 1780.jpg
Russian fireship with a felucca flying the Russian flag in tow 1780.jpg (199.62 КБ) 1387 просмотров
ch17_1.gif
ch17_1.gif (58.95 КБ) 1387 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Одним из распространенных типов судов с гафельным вооружением, является шхуна (англ. sсhooner). Новый тип парусного судна был изобретен в середине XVII века в странах Северной Европы. Шхуны быстро получили признание в заокеанских колониях Англии, Голландии и Испании.
Историк парусного флота К.Х. Марквардт считает, что первая «настоящая» шхуна – «Royal Transport», «Королевский транспорт», построенный в 1695 году в Чатаме (Chatham) и подаренный в марте 1698 года королем Вильгельмом III Оранским царю Петру I во время его пребывания в Англии . Основанием для такого вывода стала модель шхуны, хранящаяся в ЦВММ.
Модель 12-пушечной корсарской шхуны в 1809 году поступила в Музей из Эрмитажа. В 1866 году модель шхуны была переатрибутирована, и в Каталоге Музея появилось название «Королевский Транспорт». До этого времени ни в одном отечественном и зарубежном документе, двухмачтовое гафельное парусное вооружение судна «Royal Transport» не упоминается. А.В. Иванов в 2011 году убедительно доказал, что модель на самом деле относится к периоду конца XVIII века. Нами в РГАВМФ выявлены чертежи малой шхуны XVIII века, имеющие схожие с моделью шхуны из ЦВММ силуэт, обводы и внутреннее устройство корпуса, пропорции рангоута и проводку такелажа . Фотокопию чертежа парусности шхуны опубликовала Г.А. Гребенщикова . Сходство обводов и отдельных деталей музейной модели и архивного чертежа, позволяет сделать вывод, что эти исторические источники относятся к разным вариантам одного проекта.
Чертежи малой шхуны поступили в модель-камору 18 июля 1773 года. Для дунайской флотилии в 1771-1773 годах строились шхуны типа «Измаил» по чертежам адмирала Ч. Ноульса. Дата поступления в архив чертежей малой шхуны, позволяет предположить, что модель и чертежи катера-шхуны принадлежат Ч. Ноульсу.
Вложения
rt_model_hull_415.jpg
rt_model_hull_415.jpg (33.75 КБ) 1372 просмотра
Катер-шхуна.jpg
Катер-шхуна.jpg (93.06 КБ) 1373 просмотра
Модель_шхуна.JPG
Модель_шхуна.JPG (229.47 КБ) 1373 просмотра
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В 1768 году Ф.Х. Чапман в альбоме «Architectura navalis mercatoria» привел чертеж парусного вооружения шхуны с фор-марселем. В 1769 году описание парусности шхуны дал У. Фалконер: «грот и фок у шхуны растянуты между гиком и гафелем, также как грот у шлюпа», и привел рисунок двухмарсельной шхуны (рис. 20). Парусность русских шхун, заложенных в 1771 году в Измаиле по проекту Ч. Ноульса, соответствовала английским прототипам . Причем, если в английском флоте шхуны были патрульными и посыльными судами с немногочисленной малокалиберной артиллерией, то в русском – ударными судами типа гребных фрегатов.

Продолжение следует
Вложения
Измаил 1773.jpg
Измаил 1773.jpg (241.47 КБ) 1366 просмотров
ch_6.jpg
ch_6.jpg (120.49 КБ) 1370 просмотров
Фалконер прил 12-9.jpg
Фалконер прил 12-9.jpg (75.74 КБ) 1371 просмотр
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Неожиданный ответ на поставленный вопрос о происхождении оснастки шхуны в российском флоте, был получен при рассмотрении изданной в 1851 году известной работы А.П. Соколова о деятельности экспедиции В.И. Беринга. Ссылаясь на предписание В.И. Беринга лейтенанту Д.Л. Овцыну от 22 января 1734 года, А.П. Соколов сообщает о двухмачтовой гафельной оснастке дубель-шлюпки «Тобол». Он же упомянул о трехмачтовом гафельном вооружении дубель-шлюпки «Надежда» . В середине XIX века шхунное вооружение было обыденностью, поэтому вопроса о его происхождении у А.П. Соколова не возникало. Дубель-шлюпки экспедиции В.И. Беринга ранее не привлекались историками судостроения, как первые отечественные суда с парусным вооружением шхуны.
Парусно-гребные дубель-шлюпки были одним из известных типов военных судов отечественного флота XVIII века. Название происходит от европейского «double» – «двойной», и «schalupp» – малое беспалубное судно. Эти малые военные суда представляли собой увеличенные вдвое и запалубленные корабельные шлюпки, приспособленные к движению на веслах и под парусами . Дубель-шлюпки предназначались для действия в мелководных районах моря против судов противника и против берега, транспортировки и высадки десанта. Были заменены канонерскими лодками.
Вложения
дубель-шлюпка-1771_с.145.jpg
дубель-шлюпка-1771_с.145.jpg (185.37 КБ) 1295 просмотров
дубель-шлюпка-1771_с.144.jpg
дубель-шлюпка-1771_с.144.jpg (172.63 КБ) 1295 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Адмиралтейств-коллегия 16 октября 1732 года определила дубель-шлюпки основными судами Северной экспедиции. В утвержденных коллегией 29 декабря 1732 года правилах, капитан-командору В.И. Берингу было указано построить 24-весельные дубель-шлюпки с палубой – одну в Тобольске на реке Иртыше, две в Якутске на реке Лене. Для исследования пути до Японии – построить на реке Камчатке один палубный бот и две дубель-шлюпки . В инструкции от 21 февраля 1733 года Адмиралтейств-коллегия предоставила В.И. Берингу право самостоятельно выбрать тип судна для постройки: «какие способнее и безопаснее в те посылки суды за лутчее рассудятся, такие и делать велеть» . В Сибири были построены три дубель-шлюпки: «Тобол», «Якуцк» и «Надежда».
Адмиралтейств-коллегия 5 января 1733 года определила состав экипажей судов экспедиции, а также решила послать в Якутск и в Тобольск шлюпочного мастера и подмастерья для строительства дубель-шлюпок. Для строительства судов на Камчатке, надлежало быть ботовому и шлюпочному мастеру . В список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в экспедицию, был включен ботовый мастер Ф.Ф. Козлов, построивший бот «Св. Гавриил» для Первой Камчатской экспедиции. Капитан М.П. Шпанберг для передового отряда экспедиции в феврале 1733 года выбрал шлюпочных дел мастера А.И. Кузьмина и подмастерья Х. Коротаева .
Вложения
Собрание (1649 - 1825) Том 8 (1728 - 1732) Законы (5220 - 6293) p-1003.gif
Собрание (1649 - 1825) Том 8 (1728 - 1732) Законы (5220 - 6293) p-1003.gif (25.23 КБ) 1286 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Составленные в Санкт-Петербурге чертежи и сметы для построения дубель-шлюпок, были даны отправляемым в Тобольск Х. Коротаеву и в Якутск А.И. Кузьмину. В рапорте М.П. Шпанберга от 30 мая 1733 года из Тобольска, и в его инструкции, данной 15 июня 1734 года оставленному в Якутске лейтенанту В. Вальтону, упоминается наличие модели дубель-шлюпки. В сентябре 1735 года В. Вальтон привез эту модель в Охотск . Чертежей и модели построенных в Сибири дубель-шлюпок, пока не выявлено. Дубель-шлюпки, согласно ведомостям 1733 года о лесах и припасах, должны были иметь длину 70 футов (21,34 м), ширину 15 футов (4,57 м), глубину трюма 7 футов (2,13 м), артиллерию из восьми 2-фунтовых фальконетов на вертлюгах и 24 гребных весла . Такие характеристики имела дубель-шлюпка «Тобол».
Возможный облик дубель-шлюпок экспедиции В.И. Беринга сохранился благодаря распоряжению Адмиралтейств-коллегии, которая 8 декабря 1735 года предложила Архангелогородской конторе над портом построить две дубель-шлюпки, и «учинить шлюпочному мастеру Адарлину тем дубель-шлюпкам чертежи: первый по длине в 60 фут, а другой со уменьшением, для того чтоб мелководнее был, длиною же в 50 фут» . Выполненные Г. Адарлином (Hen: Hadoerlin) чертежи дубель-шлюпок – единственные известные сохранившиеся чертежи судов Северной экспедиции, опубликовал А.В. Иванов . Длина дубель-шлюпок: на одном чертеже 60 футов (18,29 м), на другом – 50 футов (15,24 м) соответственно. Корпуса имеют шлюпочные обводы, полуют, корму с подзором и гакабортом. А.В. Иванов привел реестр такелажа и шхиперских припасов дубель-шлюпки. Оснастку предполагалось иметь двухмачтовую латинскую, галерного типа.
Воспользовавшись предоставленным правом самостоятельно выбрать тип судна, архангельские мастера вместо дубель-шлюпок построили палубные боты, имевшие лучшие мореходность и условия обитаемости в районах Крайнего Севера. Палубные боты №1 и №2, были построены в мае 1736 года и под командованием лейтенантов А.И. Скуратова и И.М. Сухотина участвовали в экспедиции к Югорскому Шару.

Чертеж дубель-шлюпки держит А.В. Иванов, фотографирует стоя на лестнице А.А. Добренко :hi:
Вложения
дубель-шлюпка-50ф-01.JPG
дубель-шлюпка-50ф-01.JPG (237.14 КБ) 1285 просмотров
Последний раз редактировалось AMG-1963 04 май 2016, Ср 19:01, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Подмастерье Х. Коротаев в мае 1733 года заготовил леса и кокоры для постройки дубель-шлюпки и сплавил их по реке в Тобольск, где был устроен стапель. Летом судно было заложено. Распоряжением от 6 января 1734 года В.И. Беринг приказал лейтенанту Д.Л. Овцыну принять дубель-шлюпку в Тобольске, и приготовить ее к плаванию. В ответ на рапорт Д.Л. Овцына с перечислением неисправностей, В.И. Беринг 22 января 1734 года дал указание, «какой конструкции лучше строить дубель-шлюпку», где впервые в истории российского флота описал парусное вооружение шхуны .
Строящейся в Тобольске дубель-шлюпке суждено было стать шхуной с топселем: «а оснастка хотя и положена на нея галерная, точию в подлинно на том не утвердилось. Чего ради для легости зделать ис того ж такелажу, которой на нея принят, грот косой, как на шняве з гафилями, толко без гику. Фок косой же з гафилем, чтоб как грот, так и фок гитовыми притягивать или фок зделать прямой с райною грот-штаксель или фок и кливер и бри-фок да грот-топсель для способных ветров». В.И. Беринг предложил использовать такелаж по ведомости – тросы, блоки, парусину, расписанные и заготовленные для галерного (латинского) вооружения.
Вложения
ордер Беринга от 22.01.1734.png
ордер Беринга от 22.01.1734.png (303.03 КБ) 1267 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Рассмотрим предложенную В.И. Берингом комбинацию парусов:
1. гафельный грот без гика; поднимается на грот-мачте, главной мачте, самой высокой мачте на судне.
2. гафельный фок без гика; поднимается на фок-мачте, передней мачте, ниже, или равной по высоте грот-мачте.
Как вариант: прямой фок на рее (без гафельного паруса за фок-мачтой), тогда между мачтами поднимается на штаге грот-стаксель;
3. брифок на брифок-рее (с гафельным фоком);
4. фок и кливер – на штаге и бушприте; фок (фок-стаксель) - треугольный парус перед фок-мачтой на одномачтовых судах с косым вооружением. Кливер (клифок) треугольный парус на бушприте, впереди фок-стакселя.
5. грот-топсель на топсель-рее. Топсель (марсель) - прямой парус, поднимаемый выше главного паруса мачты.
На попутных курсах парусное судно рыскает, стремится повернуть к ветру. Для компенсации этого вредного качества, центр площади парусов должен размещаться впереди центра бокового сопротивления подводной части судна. Поэтому размещение топселя на задней (грот-)мачте – маловероятно.
Вложения
дубель-шлюпка-1.png
дубель-шлюпка-1.png (43.56 КБ) 1256 просмотров
дубель-шлюпка-2.png
дубель-шлюпка-2.png (72.37 КБ) 1256 просмотров
дубель-шлюпка-3.png
дубель-шлюпка-3.png (73.87 КБ) 1256 просмотров
дубель-шлюпка-4.png
дубель-шлюпка-4.png (77.14 КБ) 1256 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

В годы службы на Азовском море в 1711 году, В.И. Беринг командовал шнявами «Таймалар» и «Мункер», во время Первой Камчатской экспедиции 1728-1729 годов командовал ботом «Св. Гавриил», поэтому хорошо знал устройство и особенности эксплуатации гафельного парусного вооружения. Предложенное им сочетание парусов, скомбинировано из элементов парусной оснастки бота и шнявы.
Построенная в 1734 году в Тобольске дубель-шлюпка «Тобол» ознаменовала появление в русском флоте судна с вооружением топсельной (марсельной) шхуны. Дубель-шлюпка «Тобол» под командой Д.Л. Овцына в 1734 году вышла в плавание по Иртышу и Оби, три года не могла выйти из Обской губы, из-за сложной ледовой обстановки. В 1737 году «Тобол» совместно с палубным ботом «Оби Почтальон» достигли Енисейского залива, выполнив задачу Обь-Енисейского отряда. В 1738 году находящуюся в Енисейске дубель-шлюпку подняли на берег. По решению Адмиралтейств-коллегии от 4 ноября 1740 года дубель-шлюпку «Тобол» было велено «за ветхостью разломать» .
Вложения
дубель-шлюпка-5.png
дубель-шлюпка-5.png (73.53 КБ) 1256 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

При строительстве в Якутске дубель-шлюпки «Якуцк», капитан М.П. Шпанберг согласился с предложением В.И. Беринга об увеличении ее ширины. Также было достигнуто согласие о парусах и об оснастке судов: «о протчем ныне да будет по воле Вашего собранного разсуждения» . В рапорте Адмиралтейств-коллегии, В.И. Беринг указал размеры построенной под руководством мастера А.И. Кузьмина дубель-шлюпки: «заложена длиною в 70 фут (21,34 м), шириною в 18 фут (5,49 м), глубиною в 6 ½ фут (1,98 м). А лес в строение употреблен лиственный, а кокоры еловые, да балки сосновые. А строением окончена и спущена на воду 23 мая 1735 году имянована дубельшлюпка Якуцк» . Согласно записей вахтенного журнала, оснастка состояла из пяти парусов: грот, фок, стаксель, кливер, топсель, то есть тот же состав шхунного вооружения.
Дубель-шлюпка «Якуцк» в 1735-36 годах под командой В.В. Прончищева, а после его смерти в 1736 году, под командой Х.П. Лаптева в 1739-40 годах, выходила по реке Лене в Ледовитый океан с целью достигнуть устья Енисея. Дубель-шлюпка в 1736 году дошла до широты 77 град. 50 мин. – самой северной точки, достигнутой судами экспедиций В.И. Беринга. В августе 1740 года «Якуцк» был раздавлен льдами возле побережья Таймыра.

Рисунок А. Карелова с последней страницы обложки одного из номеров "Морского сборника" за 1979 год.
Вложения
Якутск дубель-шл. 1737.JPG
Якутск дубель-шл. 1737.JPG (260.16 КБ) 1256 просмотров
Аватара пользователя
AMG-1963
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение AMG-1963 »

Поскольку М.П. Шпанберг построил в Якутске вместо второй дубель-шлюпки бот «Иркуцк», В.И. Беринг предложил построить в Охотске дубель-шлюпку вместо бота. В марте 1735 года М.П. Шпанбергу был отправлен «чертеж и с оснаскою по строющейся при Якуцком дубель-шлюпки» . Глубину трюма В.И. Беринг предложил увеличить на три четверти фута. Дубель-шлюпка «Надежда» была спущена на воду 19 июля 1737 года, имела длину киля 60 фут (18,29 м), через штевень – 70 фут (21,34 м), ширину 17 фут (5,18 м), глубину трюма 5 фут (1,52 м) . Следовательно, указание об увеличении глубины трюма, не было выполнено. Парусная оснастка также отличалась от «Якуцка». На плане Охотского острога 1737 года дубель-шлюпка изображена с тремя мачтами, без бушприта и топсель-рея. В судовом журнале упоминаются паруса – грот, фок, бизань, кливер и топсель. Треугольный кливер поднимается на бушприте, а трапециевидный топсель – крепится на рее. Состав парусов из журнала не соответствует изображению. Вопрос о парусной оснастке дубель-шлюпки «Надежда» остается открытым.
В связи с критикой моряками дубель-шлюпок, построенных в 1737 году для Днепровской флотилии по проекту Р. Броуна, об этом типе судов русского флота сложилось представление, как о примитивных парусно-гребных судах с ограниченными мореходными качествами . В отношении мореходности дубель-шлюпок, А.И. Чириков в 1733 году изложил мнение, что они были хуже приспособлены к морскому плаванию, чем палубные боты. На самом деле, дубель-шлюпка в 1738-1742 годах в отряде М.П. Шпанберга участвовала в исследованиях берегов Охотского моря, Курильских островов, Хоккайдо и Сахалина. «Надежда» в 1753 году потерпела крушение у Курильской кошки.

Продолжение следует
Аватара пользователя
Александр Добренко
Сообщения: 22759
Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение Александр Добренко »

Интересно!
У нас появляется свой Жан Будрио?
Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга
http://model-ship.ru
Аватара пользователя
greenstone
Сообщения: 7503
Зарегистрирован: 28 янв 2011, Пт 19:33
Откуда: Республика Крым
Контактная информация:

Re: Гафельные паруса на русских судах XVIII века

Сообщение greenstone »

Думаю, со мною все согласятся, что А. Глебов разместил весьма интересный, а главное - полезный материал для судомоделистов.
Спасибо большое!
За сим, Евгений Михайлов
La connaissance est faite pour être partagée
Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»