Морское Вооружение СССР в годы ВОВПотерянный в годы гражданской войны и вновь построенный за предвоенный период Флот, единственный из всех видов Вооружённых Сил под руководством наркома Военно-морского Флота адмирала Н.Г. Кузнецова, в полной боевой готовности огнем встретил нападение Германии, и в первый день войны не потерял ни одного корабля (в то время как только на Западном фронте 22 июня мы потеряли 1200 самолетов, 800 из которых даже не успели влететь). С моря противником не была взята ни одна военно-морская база.
ВМФ включал около 1600 кораблей (3 линкора, 8 крейсеров, 34 лидера и эсминца, 22 сторожевых корабля, 212 подводных лодок, 4 минных и 2 сетевых заградителя, 80 тральщиков, около 630 катеров (в том числе 287 торпедных и свыше 100 противоминных и много вспомогательных), 2800 самолетов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии, бригаду морской пехоты, административные, научно-исследовательские, учебные, ремонтные и хозяйственные учреждения. Перечисленный состав был разделен между Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами, в состав которых в 1941 г. входили соответственно Ладожская, Дунайская и Амурская флотилии, а также самостоятельная Каспийская флотилия. Кроме того, во время войны были сформированы (и позднее расформированы) Онежская, Волжская, Днепропетровская, Припятьская, Южнобугская и Азовская военные флотилии.
В морских сражениях Второй мировой войны принимали участие уже не только линкоры, крейсеры и миноносцы, но также самолеты и подлодки. Основой флотов становились авианосцы. Так, в сражении у атолла Мидуэй американские палубные истребители, бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы нанесли потери значительно превосходящему японскому флоту. Поражение японского флота изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу США. Объединившись у Филиппин осенью 1944, силы американского флота стали готовиться к вторжению в Японию. Однако атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и разгром советскими войсками Квантунской армии вынудили Японию капитулировать.
В ходе Великой Отечественной войны Флот выполнил все задачи, поставленные перед ним Верховным Главнокомандованием. За всю войну наши моряки ни разу не отступили ни на суше, ни на море. И именно с помощью Военно-морского Флота Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова и открыт стратегический выход в Тихий океан.
Главной задачей ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны явилось всемерное содействие приморским флангам фронтов Красной Армии, на которой лежала основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. Города-герои Ленинград, Сталинград, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск были свидетелями тесного боевого взаимодействия армии и флота.
На сухопутных фронтах, где шли тяжелые бои, часто можно было встретить бойцов, из-под расстегнутого воротничка гимнастерки которых выглядывала бело-голубая тельняшка. Более 400 тысяч лучших краснофлотцев, старшин и офицеров кораблей, береговых частей и военно-морских учебных заведений влились в ряды Красной Армии. Существенную помощь войскам, действовавшим на приморских направлениях, Военно-Морской Флот оказал высадкой более 110 десантов, общая численность которых соответствовала численности тридцати стрелковых дивизий, обладавших мощной артиллерийской и авиационной поддержкой. Советский Военно-Морской Флот за годы войны потопил около 1400 транспортных судов противника, более 1300 боевых кораблей и вспомогательных судов различных классов.
Помимо перечисленных выше задач с начала войны Северному и Черноморскому флотам, Балтийскому с 1944 г., а Тихоокеанскому со второй половине 1945 г. пришлось вести также боевые действия на внешних коммуникациях, а также конвойную и сторожевую службу.
На Северном флоте было совершено более 830 боевых выходов кораблей и несколько тысяч вылетов самолетов для обеспечения защиты 4,5 тысяч транспортных судов, следовавших в союзных конвоях. Военно-Морской Флот обеспечил перевозки по внутренним водным путям свыше 10 млн. человек – воинов Красной Армии и эвакуируемых граждан, 100 млн. тонн воинских и народнохозяйственных грузов.
За время ВОВ речными флотилиями было переправлено по водным рубежам более 2,5 млн. человек с вооружением, снаряжением и военной техникой. Перевозки по водным акваториям составили свыше 100 млн. т. войсковых и народно-хозяйственных грузов. Было высажено 113 десантов оперативного и тактического масштаба общей численностью 230 тыс. человек. Подводные лодки совершили свыше 1000 боевых выходов, в ходе которых потопили около 160 транспортов противника и 35 кораблей охранения общим водоизмещением около 465 тыс. тонн.
Морская авиация совершила 76,3 тыс. боевых самолето-вылетов, потопив свыше 970 транспортов и 410 кораблей охранения общим водоизмещением 780 тыс. т. Надводные корабли потопили 24 транспорта и более 50 кораблей противника общим водоизмещением 45200 т. Береговая артиллерия уничтожила 14 транспортов и 20 кораблей противника общим водоизмещением порядка 30 тыс. т. На активных минных заграждениях, выставленных авиацией, подводными лодками и надводными кораблями ВМФ подорвалось 110 транспортов и более 100 кораблей противника общим водоизмещением до 250 тыс. т. Всего же за ВОВ силами ВМФ было уничтожено 670 транспортов и 615 кораблей водоизмещением около 1,6 млн. т. Перечисленные успехи, однако, были достигнуты дорогой ценой. За время войны флот потерял 212 надводных кораблей (34% от имевшихся), 102 подводных лодки (35,8%), около 700 боевых катеров (20,5%) и до 5 тыс. самолетов морской авиации. Более трети числившихся в строю кораблей из-за полученных повреждений оказались в небоеспособном состоянии, а большинство продолжавших нести службу кораблей нуждались в ремонте.
В истории отечественного Военно-морского флота известен случай, когда один корабль стал гвардейским дважды. Офицеры и матросы императорской яхты «Штандарт», спущенной на воду в 1895 г., числились в гвардейском экипаже. Экипаж отличился в войне с Наполеоном, где заслужил Георгиевское знамя, и в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., за что офицеры получили почетную надпись на головные уборы, а матросы – черно-оранжевые Георгиевские ленты на бескозырки. Право ношения этих боевых знаков отличия имели, конечно, и члены команды «Штандарта». После октября 1917 г. «Штандарт» долго стоял на консервации. Но в 1934 г. судно, имевшее великолепные морские характеристики, было переоборудовано в минный заградитель и получило новое название – «Марти». На счету корабля уничтоженная фашистская подводная лодка и сбитые вражеские самолеты. 3 апреля 1942 г. «Марти» было присвоено звание гвардейского, и его матросы второй раз в истории корабля получили право носить на бескозырках почетные черно-оранжевые ленточки.