|
Текущее время: 26 дек 2024, Чт 11:44
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Суда российских промысловых экспедиций XVIII века
Автор |
Сообщение |
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 30 апр 2023, Вс 12:52 |
Добрый день, почтеннейшие мэтры! Занимаясь составлением сводной таблицы судов российских промысловых экспедиций XVIII века в Тихом океане (пытаюсь свести данные Болховитинова, Макаровой и др. с акцентом на сами суда а не на экспедиции) помимо скудости данных о размерениях и вооружении встретился с практически полным отсутствием графики (любой). Единственную "картинку" нашел у Болховитинова в первом томе (прилагаю) Вложение:
Купец.png [ 62.08 КБ | Просмотров: 18173 ]
. В этой связи вопрос: неужели столь скудны данные по частным промысловым судам на Тихом океане?
|
|
|
|
vladislav_zhdan
Адмирал
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, Пт 19:30 Сообщения: 13825 Откуда: Москва. Рублевка. Страна: Медали: 9
Баланс: 11206 Кц
Заработано: 9049 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 май 2023, Пн 13:47 |
а в Ваших текстах упоминаются типы судов ? Я абсолютно не в курсе Вашей темы. но то. что Вы дали к 18 веку никакого отношения не имеет. Но тема любопытная, скиньте еще какие нибудь наводки -подсказки. Может, что и найдем
_________________ если делаешь - делай! Блоги пользователя: Блог Zhdan
|
|
|
|
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 май 2023, Пн 18:18 |
Спасибо! По поводу изображения-вопросы к авторам 1 тома трехтомника "История Русской Америки" под ред. академика Н.Н.Болховитинова (М."Международные отношения, 1997). Авторы раздела об экспедициях - А.В.Гринев, Н.В.Макарова. Что касается судов, то чаще всего просто "судно". На втором месте-"шитик", затем "бот", изредка встречаются гукоры и галиоты. Памятуя о неустойчивости терминологии и неизбежных упрощениях, эти суда могли весьма отличаться от привычных нам образов. Из 56 судов, выделенных на сегодняшний день (список неполный), размерения нашел только для двух:шитик "Св.Петр" 1743 года (длина от корга до корга-6 саженей, ширина без обшивки-7 аршин, глубина интрюма-3 аршин) и судно "Св.Захарий и Елизавета" 1759 года длина 6 "саженей печатных", ширина по палубе 6 аршин с половиной). И пока всё.
Последний раз редактировалось DeFonce 25 май 2023, Чт 21:49, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
vladislav_zhdan
Адмирал
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, Пт 19:30 Сообщения: 13825 Откуда: Москва. Рублевка. Страна: Медали: 9
Баланс: 11206 Кц
Заработано: 9049 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 май 2023, Пн 19:43 |
нет-нет, в 18 веке шитик...бот ...галеот и гукор это очень конкретно и чертежи есть и хорошие. если есть основные размеры, то судно можно восстановить.
_________________ если делаешь - делай! Блоги пользователя: Блог Zhdan
|
|
|
|
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 03 май 2023, Ср 00:16 |
Серия вопросов относительно шитика. Где лежат подлинники, какова их историческая привязка (период, регион, может быть, конкретное историческое событие)? Насчет остальных типов судов: в каждом старом архиве мы найдем немало различных чертежей ботов и другой мелкоты, порой весьма различающихся между собой. Если в военных флотах при наличии хоть какого-то порядка такое разнообразие было, то партикулярные мастера и их заказчики на окраине империи, полагаю, творили "сильно по мотивам" с учетом имеющихся возможностей. Цель моя-попытаться выявить эволюцию судов с точки зрения приспособления к задачам и возможностям заказчиков и строителей.
|
|
|
|
vladislav_zhdan
Адмирал
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, Пт 19:30 Сообщения: 13825 Откуда: Москва. Рублевка. Страна: Медали: 9
Баланс: 11206 Кц
Заработано: 9049 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 03 май 2023, Ср 07:59 |
по ШИТИКАМ я не специалист. есть пару фотографий и все. по "голландцам" спрашивайте. Разнообразия местного. думаю, не было. После запрета Петра строить "свои русские" суда. Не думаю, что нашлись бы смельчаки -экспериментаторы рисковать своей головой
_________________ если делаешь - делай! Блоги пользователя: Блог Zhdan
|
|
|
|
Старый МореходЪ
Ст. прапорщик
Зарегистрирован: 08 дек 2015, Вт 20:11 Сообщения: 1446 Страна:
Баланс: 491 Кц
Заработано: 497 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 03 май 2023, Ср 09:01 |
Ничего не скажу о русских промысловых судах Тихого океана, но в моём детстве, в конце 70-х годов в Тегульдетском районе Томской области довелось увидеть промысловое судно. Это сооружение уже было вытащено на слом и дрова на берег. Говорили, что ему значительно больше 100 лет. Называли его баржей. Когда-то там были мачты и вёсла. И запомнились окна. Краска давно вся облупилась, но исполнение - а вот как на окнах домов в Томске была резьба, так в таком же обрамлении. Вообще это была "плавбаза" - там в трюм рыбёшку в бочках закатывали, там же пластали, солили. Сооружение весьма внушительных размеров было. ... Но ищущий да обрящет! Змагайце, сударь.
_________________ topic11528.html https://modelsworld.ru/tag/%D0%A1%D1%82 ... %B4%D0%AA/
|
|
|
|
vladislav_zhdan
Адмирал
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, Пт 19:30 Сообщения: 13825 Откуда: Москва. Рублевка. Страна: Медали: 9
Баланс: 11206 Кц
Заработано: 9049 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 03 май 2023, Ср 20:14 |
Давайте выберем какой нибудь кораблик о котором хоть что-то у Вас есть и я в перерывах \ сейчас много работы\ в свободные минуты или часы попытаюсь придать ему какой нибудь прилично-исторический вид
_________________ если делаешь - делай! Блоги пользователя: Блог Zhdan
|
|
|
|
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 04 май 2023, Чт 00:07 |
ОК, нужно некоторое время на обобщение, потом выставляю материал.
|
|
|
|
AMG-1963
Мл. лейтенант
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30 Сообщения: 1750 Медали: 6
Баланс: 1641 Кц
Заработано: 1641 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 04 май 2023, Чт 00:19 |
vladislav_zhdan писал(а): по ШИТИКАМ я не специалист. есть пару фотографий и все. После запрета Петра строить "свои русские" суда. Не думаю, что нашлись бы смельчаки -экспериментаторы рисковать своей головой Первое казенное судно на Тихом океане была морская лодья "Восток". никто никому голову не рубил. "Все прежние попытки достичь Камчатки морем были обречены на неудачу, что, помимо различных других причин, объяснялось также и отсутствием опытных мореходов, кораблестроителей, мореходных инструментов. Поэтому при организации новой экспедиции по приказу Петра I из Петербурга в Охотск были посланы опытные мореходы – выходцы из Архангельска, которые прибыли в Якутск 23 мая 1714 г. 3 июля 1714 г. якутский казак К. Соколов, назначенный начальником экспедиции, с командой отправился из Якутска в Охотский острог. Здесь, в 75 верстах вверх по течению р. Кухтуй, было выбрано место для закладки судна типа северных мореходных лодий. Постройкой руководил К. Плоских, в мае 1716 г. лодью спустили на воду, дав ей название «Восток». Судно было прочным, хорошо держалось на волне и слушалось руля. Длина его составляла 8½ сажень, ширина – 3 сажени, осадка с полным грузом 3½ фута. Лодья была значительно мореходнее, чем строившиеся здесь до того кочи и боты-однодеревки. Это было первое морское судно, созданное русскими мастеровыми на Дальнем Востоке, а Охотский острог стал родиной отечественного флота на берегах Тихого океана. В июне 1716 г. экспедиция в составе 27 человек во главе с К. Соколовым и мореходом Н. М. Треской отправилась в плавание". (с)
|
|
|
|
AMG-1963
Мл. лейтенант
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30 Сообщения: 1750 Медали: 6
Баланс: 1641 Кц
Заработано: 1641 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 04 май 2023, Чт 00:24 |
1714 г. июля 3. – Наказная память якутского воеводы полковника Я. А. Ельчина служилому человеку К. Соколову, кормщику Я. В. Невейцыну, пятидесятнику М. Кривоносову о поиске морского пути на Камчатку и описании открытых земель Лета 1714, июля в 3 день, по указу великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и по приказу полковника и воеводы Якова Агеевича Ельчина да дьяка Ивана Татаринова память Якуцкаго города служилому Козьме Соколову, да мореходцем, кормщику Якову Невейцыну, да служилым Михаилу Кривоносову с товарищи. Итти им из Якуцка в судах реками: Леною, Алданом, Маею, Юдомою до Креста, а от Креста чрез волок до реки Урака и тою рекою Ураком до Охоцкого острогу и до Ламского моря днем и ночьми, везде не мешкая ни малого времени, чтоб до Охоцкого острогу дойтить нынешним летним путем. Для того в прошлом 713 году июля в 26 день в указе великого государя за рукою Сибири губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой в приказную полату написано: по его, великого государя, имянному указу велено послать из Якуцка на Камчатку сына боярского да с ним служилых 12 человек, прося от господа бога помощи, для проведывания чрез Ламское море камчацкого пути. И по тому великого государя имянному указу послан в тое службу их, детей боярских, Иван Сорокоумов с товарищи 1. А в нынешнем 714 году маия в 23 день в указе великого государя за рукою губернатора князя Матвея Петровича Гагарина в Якуцкой написано: посланы из Тобольска в Якуцкой мореходцы и плотники для строения морских судов – Яков Невейцын с товарищи 7 человек – для проведывания прямого ходу чрез Ламское ж море на Камчатской Нос и, построя суды к морскому ходу, также с Камчатки чрез Ламское море тем же путем велено итти в Охоцкой острог... ...Роспись мореходцах, и плотником, и служилым людем. Матрос Андрей Яковлев сын Буш, Яков Невейцын, Никита Тряска 3. Плотники: Кирило Плоских, Варфоломей Федоров. На Ламе построя морския суды, плотников Ивана Каргапола, Михайла Кармакулова отпустить в Якуцкой. Служилые люди: пятидесятник Михайло Кривоносов (за сим имена 12 человек) 4. Роспись морского ходу судовым припасом: якорь железной весом 5 пуд, якорь железной весом 4 пуда, якорь железной весом 3½ пуда; 600 аршин на парус холста тонкого; 4 спуска снастей мерою по 110 сажен, спуск 90 сажен, весом всего 20 пудов 20 фунтов; 5 спусков тонких веревок мерою 110 сажен, весом 16 пуд 10 фунтов; 2 спуска по 110 сажен, весом 4 пуда, на фонари и на компасы 15 фунтов слюды; 4 человеком дано 4 пищали, по 1½ рубля пищаль; пороху 1 пуд 20 фунтов; свинцу 3 пуда 2 фунта; 8 напарей больших и средних, 9 топоров, 4 долота, 2 пазника, 3 теслы, 5 скобелей, 20 сверл, 4 кляпика, 3 пилы круглые, 28 ведр смолы. Памятники Сибирской истории XVIII в. СПб., 1885, кн. 2, с. 37-40.
|
|
|
|
Старый МореходЪ
Ст. прапорщик
Зарегистрирован: 08 дек 2015, Вт 20:11 Сообщения: 1446 Страна:
Баланс: 491 Кц
Заработано: 497 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 04 май 2023, Чт 04:54 |
... А топикстартеру, если б он искал не по 18-му веку, а чуть ближе к нам... В Сибири и на Дальнем Востоке была чрезвычайно развита крестьянская кооперация, ещё при "клятом Николашке". Там вот в материалах кооперативных обществ вполне вероятно, могли быть какие-нибудь упоминания о промысловых судах. Ведь прежде чем дать денех из казны, дОлжно было убедиться на что дают. Для приобретения чего с параметрами и тех. характеристиками. Впрочем, где теперь эти материалы этих сообществ?.. Макулатура. Навряд ли что могло сохраниться. А сударь DeFonze представляет какой-либо музей или так, для себя? Я мог бы изваять моделью ту "плавбазу", кою довелось видать. Я не помню, что я сегодня ел и ел ли воопче, но картины и сюжеты прошлых столетий встают передо мной как-будто наяву. Гэта старасць...
_________________ topic11528.html https://modelsworld.ru/tag/%D0%A1%D1%82 ... %B4%D0%AA/
|
|
|
|
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 05 май 2023, Пт 00:11 |
Прошу прощения, я не столь моделист, сколь историк (и публикации есть и должность некая). Цель исследования моего-попытка выявить динамику приспособления конструкции судна к условиям эксплуатации и ресурсам, которыми располагали заказчик и строитель. Интересует именно XVIII век на Тихом океане, пока еще нет РАК а всем рулит частная инициатива (хотя не без роли казны).
|
|
|
|
DeFonce
Мл. Сержант
Зарегистрирован: 16 окт 2015, Пт 13:10 Сообщения: 76 Страна:
Баланс: 85 Кц
Заработано: 85 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 05 май 2023, Пт 00:17 |
Присоединяюсь. Никто никому головы не рубил. Даже на Севере к указам Петра подходили "творчески", и галиоты весьма походили на староманерные суда. Не говоря уже об Охотске , где первые промысловые экспедиции совершались на шитиках, строительство которых Петр не предусматривал никак. Да и происходило дело в 40-х-50-х годах, когда о точном соблюдении данных указов никто не пекся.
|
|
|
|
vladislav_zhdan
Адмирал
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, Пт 19:30 Сообщения: 13825 Откуда: Москва. Рублевка. Страна: Медали: 9
Баланс: 11206 Кц
Заработано: 9049 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 05 май 2023, Пт 10:07 |
галеоны не могут походить на староманерные суда . во первых "староманерных " судов не существует .... \\не существовало у нас ...шитики не в счет\\ и во вторых , тогда как узнавали. что это галеот ?
_________________ если делаешь - делай! Блоги пользователя: Блог Zhdan
|
|
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|