|
Текущее время: 26 дек 2024, Чт 19:07
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Тендер. Попробуем разобраться.
Автор |
Сообщение |
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 30 мар 2016, Ср 06:43 |
Все началось с попытки постройки тендера "Поспешный" topic13360.html. В поисках информации постепенно начало вырисоваться понятие что же такое ТЕНДЕР. Итак ТЕНДЕР. Вложение:
лебедь.jpg [ 276.07 КБ | Просмотров: 23218 ]
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Морской словрь М.и Д. Сулержицких гласит: "Тендер - один из видов вооружения парусного судна с косыми парусами. В парусном военном флоте тендера были самыми малыми военными судами, вооружённые 8-12 пушками малого калибра. Предназначались для несения дозорной и посыльной службы. Парусное вооружение тендера состояло из гафельного грота (причём нижняя шкаторина паруса крепилась только к ноку гика лишь одним шкотом), рейкого топселя, кливеров нескольких размеров, летучего кливера. Для следования полным курсом имелся брифок. Военные тендера всегда имели составную мачту со спускной стеньгой и очень большой, расположенный горизонтально, выдвижной бушприт. Свое начало тендер берет в Британии второй четверти 18 столетия. Он зародился в Английском канале, главным образом на побережье Кента и Суссекса. Говард Чэпель в своей книге «В поисках скорости под парусами» пишет, «Британский тендер, скорее всего, был создан до 1727 года, так как изображение тендерного судна в Харидже датировано именно этим временем». Тендер произошел из бизань-яхты, которая была одномачтовым судном с небольшой осадкой, гафельной оснасткой и треугольным стакселем, длинным бушпритом, с чьего стакселя можно было выдвинуть кливер. Вложение:
рис2.jpg [ 70.18 КБ | Просмотров: 23218 ]
Хорошим примером может служить "св. Гавриил", он имеет очень схожее вооружение с тендером. Вложение:
рис3.JPG [ 272.83 КБ | Просмотров: 23218 ]
Тип тендер (куттер) не был исходно боевым кораблем. Местные жители использовали его — законно — для быстрых каботажных перевозок, и незаконно — для контрабанды. Косое вооружение позволяло ходить круто к ветру, а острые обводы и наклонная, в корму, линия киля, уменьшали опасность при посадке на мель. Дополнительные паруса, в зависимости от эпохи и места, менялись. Кроме гаф-топселя, встречался летучий кливер, прямой марсель и брифок. Исключительно благодаря своей небольшой осадке, это судно с легкостью плавало на мелководье, на бизань-яхте имелись шверцы, приспособления, крепившиеся к каждой из сторон, чтобы их можно было опускать вниз подобно килю, дабы избежать чрезмерного дрейфа корабля при плавании под ветром. В Англии, где не так мелководно, как в Голландии, была построена точная копия, но с более глубокой осадкой, чтобы не было шверца. Корпус был также расширен, чтобы судно имело большую устойчивость в бурных водах Ла-Манша. Описание слова «тендер», первоначально применяемое к форме корпуса, более тесно ассоциировалось с городом Фолкстон в юго-восточной части королевства Кент неподалеку от Дувра. Оснащение оставалось таким же, как и на безань-яхте. Первоначальной характеристикой тендера был его легкий, обшитый внакрой, корпус. Несколько лет спустя над гафельным гротом были добавлены прямые паруса, чтобы обеспечить большую скорость, и судно было оснащено дополнительным кливером с бушприта. Несмотря на то, что тендер немного напоминает шлюп, его все же можно с легкостью распознать. Отношение длины к ширине у тендера было приблизительно 2.5:1, у шлюпа это отношение более подходило для корабля и составляло приблизительно 3.5:1. У тендера линии были более изящными, нежели у шлюпа, и он нес меньше надводного борта, что позволяло сильнее сдавливать паруса. Но именно рангоут и такелаж тендера позволяли совершенно четко отличать его от шлюпа. У шлюпа был круто изогнутый фиксированный штевень и бушприт на средней линии, у тендера крепился почти горизонтальный бушприт к одной из сторон головы форштевня. Нижняя мачта тендера также была длиннее по отношению к общей высоте, позволительной для более крупного гафельного грота. У шлюпа обычно имелся всего один кливер, тогда как у тендера их было два и более. И, наконец, шлюп, главным образом шлюп Бермудских островов, имел более существенный угол наклона мачты, а мачта тендера располагалась более вертикально. Тендер был построен «для скорости». Эти новые Фолкстонские тендеры сразу стали «любимцами» контрабандистов благодаря своей скорости, проворности и заниженным требованиям к команде, и к середине 1740 годов к ним здорово «прилип» термин «контрабандный тендер». Контрабандные тендеры так быстро получили широкое распространение. Королевский флот начал с закупки уже существующих куттеров в 1744 году, впоследствии строил некоторые по специальным проектам. Британское адмиралтейство приняло тендеры в Таможенную Службу для борьбы с контрабандистами и запретило любому торговому тендеру носить рангоут выше тех, которые были на доходных судах. Это было сделано для того, чтобы ни один контрабандист не смог избежать досмотра. Они использовались там, где их превосходство в скорости и острые курсы делали их предпочтительнее, чем традиционные корабли с прямым вооружением. Типичным случаем была погоня, будь то погоня за противником или противника за ними, и особенно в стесненных водах — у берегов на мелководье, в проливах и узкостях, и тому подобное. Вооружение было всегда слабым (до 10 × 8-фунтовых пушек), а размеры небольшими. Соответственно, их роль определилась сразу и почти не менялась. Они служили в крейсерском качестве, для охраны торговли, охраны своих берегов, а в составе флота — как посыльные, разведывательные, и позже суда снабжения. Продолжение следует...
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 30 мар 2016, Ср 08:05 |
Продолжу Тендеры так здорово справлялись со сбором таможенных пошлин, что в 1745 году Британское Адмиралтейство приняло «Фолкстонские Тендеры» на службу в качестве прибрежных разведчиков, реберных крейсеров и авизо-суден. Флот из принятых на службу тендеров был, в 1762 году, наконец-то пополнен купленными судами, и к октябрю 1764 года он составлял уже 38 тендеров по реестрам Военно-морских сил. Ранее нанятые в Таможенную службу тендеры имели команду, численностью не более тридцати человек и имевшие на борту от шести до восьми пушек и несколько фальконетов. Одним из первых судов, поступивших в распоряжение Военно-морских сил, был «Fly», купленный в 1763 году. Это было судно в 52 фута длиной, 21 фут шириной и глубиной трюма в 8 футов, а его вес составлял всего 79 тонн. На борту можно было разместить 12 пушек, вероятно, трехпудовых. Вложение:
Рис4.jpg [ 115.55 КБ | Просмотров: 23193 ]
Также в 1763 году Британские Военно-морские силы начали конструировать свои собственные тендеры. Четыре были построены на верфях Плимута, и еще три - по договоренности на верфях Фолкстона и Броадстэйрз. Все построенные суда в длину достигали от 48 до 55 футов и весили от 75 до 85 тонн, на борту вмещали от четырех до шести пушек. Тем временем, качества, которые заставили и контрабандистов, и военно-морские силы полюбить тендер, не избежали внимания и в иностранных портах. В 1747 году Адмиралтейство Амстердама заказало покупку в Англии двух тендеров, а постройку еще двух в Голландии оплатило по соглашению. В 1756 году судостроитель в Дюнкерке собственноручно собрал маленький обшитый внакрой тендер в качестве судна береговой охраны. Названный «Tiercelet», тендер ничем более не был примечателен, кроме того, что на борту мог вмещать шесть четырехпудовых пушек. Военно-морские силы Франции вплоть до 1770 года не хотели утилизировать конструкцию тендера, когда был сделан заказ на восемь тендеров в Дюнкерке и Бордо. Один из них «La Puce». Его длина составляла 48 футов, ширина- 19 футов и глубина трюма - 7 футов, а вес составлял 67 тонн. На борту вмещалось 6 трехфунтовых пушек, десять вертлюгов и оснащен он был девятью отверстиями для длинных вёселс каждой из сторон. Чэпмэн, великий шведский архитектор, заметил преимущества и сконструировал более легкую модель британского тендера «Fly», а эскизы в1765 году включил в свою работу под названием «Architectura Navalis Mercatoria». Начиная с 1793 года малые корабли требовались всегда, но в 1790-е Королевский флот не видел нужды в специальных проектах (единственное исключение — HMS Experiment), полагаясь для их пополнения на закупку, наем и призы. С расширением районов действия росла и потребность в быстроходных кораблях для доставки приказов на удаленные станции и донесений с них. Куттер был очевидным кандидатом на роль, но взятые из торговли образцы часто не были ни исключительно быстры, ни достаточно вооружены, и представляли легкую добычу для приватиров — как правило, люггеров и шебек. Так, в апреле 1804 пропали донесения Нельсона, когда 77-тонный наемный Swift был захвачен большой шебекой. Еще раньше, в 1801 году, был потерян HMS Sprightly с важными бумагами на борту. По каким-либо причинам, но личный состав военно-морских сил на всем протяжении истории никогда не довольствовался малым. И этот факт наглядно иллюстрировал конец 18 столетия. Британские флотские тендеры 1770-ых годов достигали 70 футов в длину и весили около 180 тонн. На борту могли вмещать 12 четырехфунтовых пушек, и были достаточно сильны для того, чтобы некоторое время во флоте считаться военными шлюпами. Печальным было то, что парусами и такелажем одномачтовых судов было чрезвычайно тяжело управлять. К счастью, британские флотские конструкторы наконец-то пришли в чувства и вернулись к производству того, что уже «себя проявило». В 1770-е годы для флота были построены несколько очень крупных куттеров, но они оказались трудны в управлении: слишком большой гафельный грот представлял собой массу парусины, справиться с которой могла лишь большая команда, но и тогда постоянно присутствовал риск. Их заменили бриги сходного размера. На этот раз дальше всех пошли французы. Продолжение следует....
_________________ С уважением Павел
Последний раз редактировалось NPavel 12 апр 2016, Вт 19:14, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 30 мар 2016, Ср 08:53 |
Примечание. Пропустил в предыдущем сообщении. Вложение:
Chapman1.png [ 268.2 КБ | Просмотров: 23173 ]
Вложение:
Chapman2.png [ 475.05 КБ | Просмотров: 23173 ]
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 04:45 |
Продолжу. Окончание исторической части. В 1779 году они построили «Leverette». Судно составляло 86 футов в длину, 30 в ширину, а вес его составлял 300 тонн. На нем помещалось 18 шестифунтовых пушек, не считая фольконетов. Однако капитаны таких «махин» так громко сетовали своим начальникам, что в 1781 году от таких тендеров пришлось отказаться. Вложение:
рис6.jpg [ 255.27 КБ | Просмотров: 22997 ]
Вложение:
Рис5.jpg [ 146.47 КБ | Просмотров: 22997 ]
На картинке изображен Le_Cerf, из той же серии Дело выиграли датчане, как те, кто спроектировал самый большой существовавший тендер, прослуживший во флоте. В Музее Scheepvarrt в Амстердаме находятся два экземпляра эскизов тендеров длиной в 92 фута, шириной в 30 футов, весом в 400 тонн. По замыслам J. Vlaming, он смог бы вместить 24 шестифунтовых пушки. Однако неизвестно, был ли построен хотя бы один из таких «монстров». Хотя и оставляя в прошлом тягу к воспроизводству «монстров» 1770-ых годов, флотские конструкторы все же продолжали «гнаться» за размерами. В конце концов, их растущие размеры продиктовали, что требуемая огромная парусная площадь для того, чтобы ходить наравне с судами контрабандистов, должна была быть разделена на две мачты. Некоторые тендеры уже были оснащены небольшим бизанями, ступенчатым для дальних галсов и к 1780 году эти крупные тендеры дали толчок для построения двух мачт с гафельными парусами на обеих мачтах и дополнительным прямым парусом на фок-мачте, а также с топселями на обеих. Эти двухмачтовые тендеры сразу понравились Службам коммерческих перевозок, так как их можно было достаточно хорошо вооружить для отпора судам контрабандистов. Корпус тендера все еще был слишком характерным, поэтому добавление второй мачты присваивало ему «звание» тендер - брига. Одно из таких судов, «Cameleon», купили в 1781 году. Судно было 85 футов в длину, 30 футов в ширину, водоизмещением 9 футов и весило 268 тонн. Вооружено судно было 16 шестифунтовыми пушками. 14 августа, около 9 часов, «Cameleon» под командованием Уильяма О’Брайена Друри, с 125 душами команды наткнулся на огромный голландский люггер, вооруженный 18 пушками и 20 вертлюгами. Ближний бой велся в течение получаса, как вдруг, совершенно внезапно, люггер взорвался. Шок был настолько явным, что на тендере «Cameleon» людей просто сбило с ног, а когда дым рассеялся, видно было, что топсели тендера были охвачены огнем, и их пришлось срывать с рей, дабы спасти судно. Повсюду на палубе и такелаже валялись человеческие останки и изуродованные трупы голландцев. Капитан Друри выслал спасательные шлюпки на поиски тех из команды, кто чудом мог спастись, но чуда не произошло. На «Cameleon» было 12 раненых. К 1814 году 53 тендера значились в реестрах Военно-морских сил. Отождествление тендеров со скоростью было таким сильным, что в конечном итоге «тендеростроение» со временем для моряков во всем мире стало означать «тонколинейный» и «быстрый». Быстрый, проворный и относительно хорошо вооруженный для своих размеров, тендер является военным кораблем во всех отношениях. Именно из-за своих способностей тендеры являются кораблями, предназначенными для использования исключительно в военных целях. Собственно, только это и сдерживает тех, кто все же привык не соблюдать правила. Контрабандисты и пираты предпочитают тендеры как более совершенные модели шлюпов, способные вести бой. Во флоте «уважают» тендеры, потому что на них можно охотиться на пиратов, а также за то, что они - быстрые корабли-курьеры и просто транспортные суда, поэтому береговая охрана использует тендеры для берегового патрулирования и борьбы с контрабандистами. Русские тендеры Продолжение следует....
_________________ С уважением Павел
Последний раз редактировалось NPavel 13 апр 2016, Ср 04:12, всего редактировалось 1 раз.
|
|
|
|
PDV66
Капитан
Зарегистрирован: 05 янв 2015, Пн 22:15 Сообщения: 3647 Откуда: Обнинск Страна: Медали: 5
Баланс: 3185 Кц
Заработано: 3569 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 08:56 |
Паш интересно
_________________ На стапеле: Шлюп Восток Сошли со стапеля: Шхуна Полоцк (+), Бригантина Феникс, Тендер Авось С уважением, Дмитрий _______________________________________________________________ Никого нельзя обязать сверх его возможностей.
|
|
|
|
Alleks050
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 05 янв 2015, Пн 07:47 Сообщения: 3377 Откуда: Москва Страна: Медали: 1
Баланс: 3155 Кц
Заработано: 3155 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 11:09 |
Да... Интересно! Мне, в общем-то, тоже нравится этот тип судов(насмотрелся я на Ботик и привык к его виду) NPavel писал(а): что тендер немного напоминает шлюп, но, однако ж, и нифигасе! Я как-то, до сих пор считал шлюпы довольно большими кораблями, да аж о трёх мачтах.. А оно вона как! Ну да ладно... Всё равно, интересно!
_________________ Не стреляйте в моделиста - он клеит, как умеет!
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 11:30 |
Для сравнения. Английский шлюп Sloop Mediator. Вложение:
Шлюп.jpg [ 149.04 КБ | Просмотров: 22902 ]
Но есть и другие.
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
jahtsmen
Главный старшина
Зарегистрирован: 08 окт 2011, Сб 08:45 Сообщения: 486 Откуда: Николаев Страна: Медали: 1
Баланс: 414 Кц
Заработано: 420 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 12:25 |
Термин "шлюп" имеет два значения: научно-исследовательское судно 19 века и тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса грот и стаксель. Большинство современных спортивных яхт - бермудский шлюп. Тендер от шлюпа отличается тем что кроме стакселя имеются еще и кливера.
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 15:02 |
Про паруса будет попозже. Еще отличие, расположение бушприта. Он у шлюпа расположен в ДП и не подвижен. Выше про это писал.
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 31 мар 2016, Чт 18:37 |
Продолжу. И так РУССКИЕ ТЕНДЕРЫ. Начинает список тендеров России, хронологически, весьма известный тендер "Авось". "Авось" - десятипушечный тендер сошедший со стапелей Новоархангельска (ныне Ситхе) на Аляске в августе 1806 года. Это первое судно, построенное русскими в Русской Америке Экипаж 12 человек. Водоизмещение 55 тонн, длина 15.2 метров, ширина 4.9 метра Камергер Н.П.Резанов прибыл в Новоархангельск в 1805г. и, заметив недостатки в парусных судах, нужных тогда для предполагаемой им в Японию экспедиции, приказал изготовить тендер. И на оживленном берегу дружно зазвенели топоры и пилы, а мастер-самоучка принялся чертить на песке план и разрез будущего судна. – Может, и некрасив будет на вид корабль этот, – смущенно сказал он Хвостову. – Да что делать! Авось до Курильской земли доплывет!.. – Авось! – подхватил лейтенант. – Мы так и назовем это судно. Авось и пройдет оно невредимым через океан… Авось и в бою отличится!.. Два корабельных подмастерья заложили судно в сентябре 1805 года и в июне 1806 его уже спустили на воду, назвав «АВОСЬ». Командовать новым кораблем, было поручено мичману Г.И.Давыдову, молодому военному моряку, служившему Российско-Американской компании по контракту. ...Еще версия..... Мастера Попов и Корюкин закончили постройкой 40-тонный одномачтовый тендер, и сохранилось предание, что перед спуском его на воду какой-то мужик полюбопытствовал - а не развалится ли часом сей самодельный корабль? Попов дал ответ философический: - Авось не развалится.. . Потому тендер так и назвали - "Авось"! Тендеру «Авось» была уготована короткая судьба. Он с грузом потерпел крушение у побережья острова Чичагова в районе архипелага Александра на пути следования в Ново-Архангельск 11 октября 1808 года. Команда в составе капитана, офицера, 10 матросов и часть перевозимого груза уцелели. Есть довольно интересный Файл, пересказывать не буду - читайте Вложение:
авось.pdf [363.62 КБ]
Скачиваний: 359
Вложение:
Ново-Архангельск_1840.jpg [ 247.55 КБ | Просмотров: 22798 ]
На картинке изображен (предположительно) тендер "Камчадал" Продолжение следует....
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 апр 2016, Пт 05:02 |
Продолжу. Тендер "Авось" стоит отдельно, от всех тендеров. Не знаю почему. Существует вот такой документ. Веселаго "Список Русских военных судов. Санктпетербург 1872г." Вложение:
список .jpg [ 64.4 КБ | Просмотров: 22762 ]
Позже был дополнен и уточнен. В настоящее время была издана книга Чернышев А.А. - Российский парусный флот. - 1997 в трех томах. В составе Российского флота с 1817 до начала 1860-х гг. находились 19 единиц судов типа тендер. Приведу полный перечень судов в порядке даты спуска на воду. АНДРЕЙ. Заложен 27.4.1817 в Николаевском адмиралтействе. Строитель А. И. Мелихов. Спущен 9.10.1817, вошел в состав ЧФ. 10,1x4,2x2 м; 8 орудий. В 1825 и 1826 занимал брандвахтенный пост в Херсоне. Других сведений о плаваниях тендера не найдено. Разобран в 1828. Командир: И.Г. Быстрицкой (1825-1826). ДИОНИСИЙ. Заложен 27.6.1816 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель Тарусов. Спущен 11.10.1817, вошел в состав ЧФ. 10,9x5,5x3,4 м; 8 орудий. В 1818—1826 ежегодно находился в практических плаваниях в Черном море. В 1831 — 1837 занимал брандвахтенный пост в Феодосии. Продан в 1846. Командиры: Н.Н. Венюков (1818-1819; 1821-1823), ГА Польской (1820), П.И. Щербачев (1823-1826), НС. Потемкин (1827), НА. Дандриа (Дандри) (1831), B.C. Харичков (1832), Г.Е. Симбаровский (1834-1837). МУРАВЕЙ. Заложен 22.11.1820 в Казанском адмиралтействе. Строитель А.П. Антипьев. Спущен 16.5.1821, вошел в состав КФл. 19,8x6,9x3,3 м; 6 орудий. В 1821 перешел из Казани в Астрахань. В 1822—1825 еже¬годно находился в плаваниях в Каспийском море. Участвовал в войне с Персией 1826—1828. С 7.1826 по 2.1828, находясь в составе КФл, содействовал Кавказской армии. В 1828— 1835 занимал брандвахтенный пост у о-ва Четырёхбугорный. Разобран в 1837 в Астрахани. Командиры: М.М. Шамшсв (до 7.1821), А.М. Юрьев (с 7.1821 по 1822), И.И. Нелидов (1823), В.В. Бахтин (1824-1827), А.Ф. Жедринский (1828; 1831-1832), И.М. Алексеев (1829-1830), Слепцов (1833), A.С. Костыгов (1834-1835). ЛЕБЕДЬ. Заложен 31.12.1830 на Охтенской верфи. Строитель B.Ф. Стоке. Спущен 30.6.1831, вошел в состав БФ. 21,6 меж. перп. х7,3 б/о хЗ,1 м; 12 орудий. В 1832-1836 и 1838 1840 ежегодно в составе отрядов и эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. В 1837 и 1853 занимал брандвахтенный пост в Ревеле, а в 1841 и 1842 на Северном фарватере Кронштадта. Тимберован в Кронштад¬те в 1843. В 1844-1849, 1851 и 1852 ходил по портам Финского зал. Разобран в 1857. Командиры: В.А. Корнилов (1831 -1832), Ф.Д. Нордман (1833), Ф.С. Лутковский (1834), А.С. Бровцын (1835-1836), Н. И. Камараш (1837-1840), К.И. Григорович (1841-1842), И. Н. И зыльмстьев (1844), Ф. А. Дурасов (1845— 1847), Л.М. фон дер Рекке (1848-1849), В.А. Римский-Корсаков (1851-1852), Н.А. Стеценков (1853). ЧЕРЕПАХА. Заложен 3.1.1833 в Астраханском адмиралтействе. Строитель Д.И. Алексеев. Спущен 20.5.1833, вошел в состав КФл. 16,8 меж. перп. х5,8 б/о х2,1 м; 8 орудий. В 1833-1840 и 1842-1853 ежегодно находился в плаваниях в Каспийском море, занимал брандвахтенный пост в Баку, охранял рыбные промыслы. Тимберован в 1841. Разобран в 1854. Командиры: А.Т. Александровский (1833-1834), М.Ф. Быков (1835-1838), К.В. Соколовский (1839), В.М. Гильдебрант (1840), М.С. Шелепин (1842), А.С. Костыгов (1844), СИ. Лавров (1845-1846), Е.М. Рыдалев (1847), И.А. Лихарев (1852-1853). БЫСТРЫЙ. Заложен 9.8.1832 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель СИ. Чернявский. Спущен 28.5.1833, вошел в состав ЧФ. 16,4x6,8x3,4 м; 12 орудий. В 1833 находился в Севастопольском порту. В 1834—1840 в составе отрядов ежегодно крейсировал у Кавказского побережья. В 1841 перечислен в ластовые суда. В 1841 — 1851 занимал брандвахтенный пост в Очакове. (предположительно) Командиры: А.Х. Кокараки (1833-1835), В.П. Рыкачев (1836-1837), М.М. Микрюков (1838—1840), П.А. Леонов (1841-1843), П.Г. Пухов (1844), А.И. Маврин (1845-1846), Г.А. Федотов (1847), П.Ф. Рамклу (до 6.1848). А.И. Жевахов (с 6.1848 по 1851). СКОРЫЙ. Заложен 9.8.1832 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель СИ. Чернявский. Спущен 28.5.1833, вошел в состав ЧФ. 15,1 (по палубе) х5,7хЗ,1 м; 6 орудий. В 1833 находился в Севастопольском порту. В 1834—1838 ежегодно в составе отрядов крейсировал у Кавказскою побережья. 31.5.1838 в устье р. Туапсе во время сильного шторма был сорван с якоря, выброшен на отмель и разбился. Экипаж был спасен. Командиры: П.Ф. Хомутов (1833-1836), П.И. Кислинский (с 1837 по 31.5.1838). ЛУЧ. Заложен 12.9.1834 в Николаевском адмиралтействе. Строитель Г. Иванов. Спущен 4.6.1835, вошел в состав ЧФ. 21,6x7,2x3,7x3 м; 12 орудий; 50 человек. В 1836 и 1838-1841 ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. В 1837 находился в Константинополе в распоряжении русского посланника. 18.5.1838 с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева участвовал в высадке десанта войск генерал-майора Н.Н. Раевского в устье р. Туапсе. 31.5 во время сильного шторма в устье р. Туапсе был прижат к берегу и затонул. Экипаж, переправляясь па берег, был обстрелян горцами. 2 человека утонули, 1 был убит и I ранен. Тендер был поднят и отремонтирован. В 1842 он занимал брандвахтенный пост в Феодосии. В 1843 и 1845-1849 ежегодно находился в плаваниях в Черном и Азовском морях. В 1844 и 1850—1853 занимал брандвахтенный пост в Керчи. Разобран в 1853. Командиры: А.И. Панфилов (1836-1838), А.А. Ключников (1839-1840), АХ. Винк (1841— 1844), ПЛ. Протопопов (1845— 1849), ИТ. Алексеев (1850-1851), Е.М. Цамутали (1852), К.С. Фсклистов (1853). СПЕШНЫЙ. Заложен 12.9.1834 в Николаевском адмиралтействе. Строитель Г.В. Афанасьев. Спущен 4.6.1835, вошел в состав ЧФ. 19,4x6,7x3,2x3 м; 10 орудий. В 1835-1851 ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 7.7.1839 с эскадрой контр-адмирала СП. Хрущова участвовал в высадке десанта в устье р. Псезуапе. Тимберован в 1850 в Севастополе. В 12.1851 отчислен к Севастопольскому порту. В 1855 затоплен в Севастополе при оставлении города русскими войсками. Командиры: В.И. Буткевич (1835-1841), Н.Ф. Юрьев (1851). ЛЁГКИЙ. Заложен 12.9.1834 в Николаевском адмиралтействе. Строитель Г.В. Афанасьев. Спущен 6.7.1835, вошел в состав ЧФ. 20,6x7,4x3,7x3,3 м; 12/10 орудий. В 1836 и 1839-1842 ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 3.5.1839 с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева участвовал в высадке десанта в устье р. Субаши. В 1837—1838 находился в Архипелаге в распоряжении русской миссии в Греции. В 1843—1853 занимал брандвахтенный пост в Евпатории. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В 1854 и 1855 стоял в готовности в Севастополе. Затоплен в 1855 при оставлении города русскими войсками. В 1857 поднят и разобран. Командиры: В.Е. Храповицкий (до 6.1836; 1840-1841), А.Д. Варницкий (с 6.1836 до 8.1839), П.Д. Протопопов (с 8.1839), А.А. Фролов ( 1842— 1843), М.И. Флуки (1844— 1848). Н.М. Крузе (1849-1852), МП. Драгопуло (1853-1854). СТРУЯ. Заложен 12.9.1834 в Николаевском адмиралтействе. Строитель Г. Иванов. Спущен 13.7.1835, вошел в состав ЧФ. 21,4x7,3 б/о хЗ,9хЗ,2 м; 12 орудий. В 1836, 1837 и 1844-1848 ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. В 1838 и 1839 находился в практических плаваниях в Черном море. В 1840 и 1841 находился в Греции в распоряжении русского посланника, плавал в Архипелаге. В 1842 занимал брандвахтенный пост в Евпатории. 14.1.1848 был застигнут борой в Новороссийске, залит волнами при температуре воздуха — 16"С, обмерз и затонул со всем экипажем. 4.8.1848 был поднят и на буксире ПФР «Бессарабия» отведен в Севастополь для ремонта. В 1850—1853 занимал брандвахтенный пост в Бердянске. Тимберован в 1853 в Севастополе. Затонул в 1855 в Еникале. Командиры: В.А. Васильев (1836-1837), Ф.К. Безуар(1838-1839), Н.М. Соковнин (1840— 1842), П.А. Леонов (с 1844 по 14.1.1848), А.Е. Романов (1850). ВТ. Стронский (1851-1853). СНАПОП. Заложен 24.3.1836 на Охтенской верфи. Строитель И.А. Амосов. Спущен 14.10.1837, вошел в состав БФ. 20,4 меж. перп. х7,3 б/о х2,8 м; 12 орудий. В 1837—1851 и 1856 ежегодно находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1852 тимберован. В 1854 и 1855 стоял в Кронштадтской гавани. 23.7.1856 участвовал в Высочайшем смотре судов Балтийского флота на Кронштадтском рейде. До 1861 находился в Кронштадтском порту, затем продан на слом и 16.1.1862 исключен из списков судов БФ. Командиры: Ф.Ф. фон Мейснер (1837), А.А. Рылеев (с 1838 до 28.7.1839). В.А. Васильев (с 28.7.1839 по 1841), A.Я. Тишевский (с 1842 до 18.7.1843), ПА Пыпин (с 18.7.1843), Р.С Бодце (1844—1846), П.П. Гершау (1847), И.Н. Сушев (1848), барон Л.Ф. Нолькен (1854), князь П.П. Максутов и К.X.Клодт (оба в 1856). НЫРОК. Заложен 22.10.1838 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А.П. Прокофьев. Спущен 3.7.1839, вошел в состав ЧФ. 19,5x6,7x3,2x3 м; 10 орудий. В 1841 —1850 ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 7—10.10.1841, находясь в составе отряда контр-адмирала М.Н. Станюковича, содействовал продвижению войск генерал-майора ИР. Анрепа от укрепления Св. Духа (м. Адлер) до Навагинского укрепления. В 1851 — 1855 занимал брандвахтенные посты в Феодосии и Еникале. Затоплен в 5.1855 в Еникале после подхода к Керчи англо-французского флота и высадки десанта, взявшего город. Командиры: Н.В. Ловягин (с 1841 до 7.1842), И.П. Комаровский (с 7.1842), П.И. Дергачев (1843-1844), Н.К. Бракер (1845—1847). П.Ф. Макаров (1848). Н.М. Гувениус (1849-1850). НД Дирин (1851 — 1854), А.А. Ивков (1855). УЧЕНИК. Заложен 27.6.1838 в С.Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель Дементьев. Спущен 30.4.1841, вошел в состав БФ. 50 т; 13,4 меж. перп. х4,9 б/ох х0,6 м. В 1841 — 1849 ежегодно находился в плаваниях в Финском зал. в целях практики кадет Морского корпуса. В 1850 и 1851 занимал брандвахтенный пост в Свеаборге. (предположительно) Командиры: А.Я. Григорьев (1841), К.А. Веригин (1844-1845), Г.Т. Бок (1848), А.А. Волженский (1850), Г.К. Энкель (1851). Вложение:
луч.jpg [ 229.01 КБ | Просмотров: 22762 ]
Продолжение следует...
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
NPavel
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 07 май 2011, Сб 13:42 Сообщения: 3261 Страна: Медали: 3
Баланс: 3278.5 Кц
Заработано: 3275.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 апр 2016, Пт 10:22 |
Продолжу, точнее закончу повествовательную часть. КАМЧАДАЛ. Место постройки и фамилия строителя неизвестны. Спущен в 1849, вошел в состав ОФл. 13 человек. В 1850—1858 поддерживал сообщение между портами Охотского моря. 11.10.1858 вышел из Николаевска в Охотское море, погиб со всем экипажем в устье р. Амур. Точное место и дата гибели неизвестны. Командиры: П.И. Гарновский (с 7.1850), Чудинов(1853-1855), Кузьмин (с 1856 по 11.10.1858). КОПЧИК. Заложен 9.7.1849 в С.Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель Дементьев. Спущен 21.6.1851, вошел в состав БФ. 21,6 меж. перп. х7,3 б/о хЗ,2 м. В 1852 и 1856 находился в плаваниях в Финском зал. В 1853 занимал брандвахтенный пост в Ревеле. Участвовал в Крымской войне 1853-1856. В 1854 и 1855 занимал позицию для защиты Ревельской гавани от нападения англо-французского флота. 23.7.1856 участвовал в Высочайшем смотре судов Балтийского флота на Кронштадтском рейде. В 1858—1863 занимал брандвахтенный пост на Северном фарватере Кронштадта. В 1869 сдан к Кронштадтскому порту. Командиры: Н.М. Цамутали (1852-1853), К.М. Пасынков (1854-1855), М.Ф. Белкин (с 1856 до 11.6 1857), К.Х. Клодт (1858), Х.П. Эрдели (1859), Д.И. Кудрявой (1860-1862). И закончу перечень тремя кораблями Типа ПОСПЕШНЫЙ Все три были заложены и спущены в одно время. Вроде как серия. ПРОВОРНЫЙ. Заложен 18.3.1844, спущен 9.9.1845, вошел в состав ЧФ. В 1846, 1850 и 1851 в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. В 1847 и 1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1848 и 1849 был в Греции в распоряжении русского посланника. Участвовал в Крымской войне 1853—1856. В 1853 и 1854 занимал брандвахтенный пост в Керчи, затем перешел в Севастополь. Затоплен в 1855 при оставлении города русскими войсками. Командиры: Ф.С. Керн (1846— 1849), К.Я. Явленский (1850— 1851), К.С. Феклистов (1852), А.А. Ивков (1853-1854). СКОРЫЙ. Заложен 18.3.1844 в Николаевском адмиралтействе. Строитель А.С. Акимов. Спущен 9.9.1845, вошел в состав ЧФ. 21,1х7,3х . м; 12 орудий. В 1846—1851 участвовал в выполнении гидрографических работ в Черном море. В 1852 находился в практическом плавании у берегов Крыма. В 1853 в составе отряда действовал у Кавказского побережья. Участвовал в Крымской войне 1853— 1856. В 1854 и 1855 находился в готовности на Севастопольском рейде. В 1855 затонул от полученных пробоин. В 1856 был поднят, отремонтирован и находился в практических плаваниях у берегов Крыма. Разобран после 1858 в Николаеве. Командиры: И.А. Шестаков (1846-1850), Н.М. Станюко¬вич (1851), И. В. Сарычев (1852), С.С. Сенявин (1853-1854), И.С. Шишкин (1855), А. В. Фельдгаузен (1856), Е.Н. Сотири (1857-1858). ПОСПЕШНЫЙ. Заложен 18.3.1844, спущен 9.9.1845, вошел в состав ЧФ. В 1846—1850 участвовал в выполнении гидрографических работ в Черном море. В 1852 и 1853 в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. Участвовал в Крымской войне 1853— 1856. В 1854 и 1855 находился в готовности в Севастополе. Затоп¬лен 27.8.1855 при оставлении города русскими войсками. Командиры: Г.И. Бутаков (1846-1850), П.Н. Кондогури (1852), А.Н. Андреев (до 7.1853), А.Б. Асланбегов (с 7.1853). Осенью 1846 г. Г.И. Бутаков получил в самостоятельное командование тендер "Поспешный". Начиная с лета 1847 г. лейтенант Бутаков со своим корпусным товарищем И.А. Шестаковым (командиром тендера "Скорый") приступил к выполнению большого и ответственного задания адмирала Лазарева - описи берегов Черного моря и составлению подробной его лоции. Эта работа продолжалась до 1850 г., и результатом ее явилась изданная в 1851 г. "Лоция Черного моря". Работа по описанию и составлению лоции дала исключительную практику молодому офицеру, так как она связана была с посещением всех Черноморских русских и турецких портов, заливов, бухт и т.д. В 1850 г. Г.И. Бутаков был произведен в капитан-лейтенанты. Приведу небольшие выдержки из книги. Издание: Лурье А. Я., Маринин А. Адмирал Г. И. Бутаков. — М.: Воениздат, 1954 В течение трех лет, которые ушли на производство описи русского побережья Черного моря, Бутаков в совершенстве изучил все особенности своего судна, В сентябрьском номере «Морского сборника» за 1849 год в статье «Несколько слов о тендерах и управлении ими» Бутаков решает ряд весьма важных практических вопросов, касающихся устройства корабля и его маневренных качеств, организации службы и быта личного состава. Он подробно рассказывает о том, как можно добиться постановки парусов в 3-3½ минуты, т. е. в рекордно минимальный срок, как делать на тендере повороты в любую погоду, и о других своих наблюдениях. При этом Бутаков опровергает существовавшее у некоторых офицеров мнение о влиянии разных «случайностей» на управление тендером. «Уверяют, — писал Бутаков, — будто съемка с тендером на желаемый галс — дело удачи. Не допуская нашего русского авось ни в каких случаях на море, я смело утверждаю, что съемка на тендере при постоянном ветре... так же верна, как и на других судах. Командование тендером было делом нелегким. «Такой «куттер», а по нашему тендер, — писал в своей первой статье, напечатанной в «Морском сборнике», Бутаков, — должен быть боек, ловок и легок, как мысль: вечно готовый пуститься к указанной цели, обреченный на всегдашнюю деятельность, даже в минуты отдыха в море он обязан быть настороже и по первому знаку вспорхнуть, как птица! Разделавшись с портом, тендер выходит на рейд, но не для того, чтобы красоваться, как яхта, или ожидать посетителей, не стоять ради эффекта (его могут даже и не заметить), — а для того, чтобы быть готовым ежеминутно сорваться с цепи и лететь, куда толкнет его воля начальника. Едва успела команда тендера оправиться, как уже зловещие вымпелы летят к клотику флагмана. Подвижный командир тендера несется к кораблю начальника — и неожиданно получает приказание: перебросить пару слов на какие-нибудь сотню миль! Вот что такое — плавание на тендере. Но самым ценным в статье является изложение принципиальных взглядов Бутакова на военно-морскую службу, выработанных им на основе опыта командования тендером. Так, он решительно выступает против показной стороны службы, призывает быть в постоянной готовности, всякая чопорность, всякое лишнее щегольство на тендере не у места... щегольство допускается только в управлении, и все, что не ведет прямо к делу, лишнее. Порицая парадность, щегольство, Бутаков считал необходимым заботиться о здоровье своих подчиненных, о создании для них нормальных условий жизни. Бутаков знал, как тяжело служить на тендере. Тендер — суденышко маленькое, даже небольшой команде (около 50 человек) его жить на нем тесно, а работать приходится много, в критические минуты — с крайним напряжением сил. В длительном плавании, а особенно во время штормов, когда волны заливают подчас все судно, на нем сыро. Заботясь о сохранении здоровья матросов, Бутаков приказывал команде использовать свободное время для просушки и проветривания личных вещей, парусов, лежащих в трюме грузов. Бутаков заботился об отдыхе команды, стремясь предоставить матросам возможность в свободные часы «вволю насладиться всем тем комфортом, какой могут они иметь, живя в скорлупе над бездной». Во время плавания на тендере Бутаков окончательно убедился в том, что море является лучшей школой для моряка: именно здесь, в суровой обстановке труда и борьбы со стихией, лучше всего закаляется воля, вырабатываются самообладание, отвага, чувство товарищества. Вложение:
Рис1.jpg [ 110.86 КБ | Просмотров: 22732 ]
Далее перейду непосредственно к конструкции тендера. Поскольку информации не много, возможны ошибки. Большую помощь в подготовке материала оказал Константин Фомин ( konstantin.fom) и Александр Добренко . Много осталось неясностей, многое спорно - присоединяйтесь. Продолжение следует....
_________________ С уважением Павел
|
|
|
|
AMG-1963
Мл. лейтенант
Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30 Сообщения: 1750 Медали: 6
Баланс: 1641 Кц
Заработано: 1641 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 апр 2016, Пт 19:15 |
Почему-то исследователь забыл другое название одномачтовых судов - куттер, или катер. И исключил из своего повествования многочисленные одномачтовые катера русского флота. Прототипом российских одномачтовых катеров и тендеров, строившихся в конце XVIII – I пол. XIX в., послужили большие английские куттеры. Очевидно, первым судном нового класса стал купленный в Англии в 1788 г. одновременно с катером-бригом «Меркурий», 12-пуш. куттер (коттер) «Дельфин». Куттеры (от англ. to cut – резать) или тендеры (англ. to tend – обслуживать) назывались относительно большие одномачтовые суда водоизмещением до 200 т и с вооружением шлюпа. Английские куттеры имели одну мачту с гафельным парусом, два-три передних паруса, марсель и брифок. Куттеры (тендеры) имели относительно широкий корпус, прямой вертикальный штевень. Бушприт на тендерах лежал рядом со штевнем, его при необходимости можно было втянуть на палубу. Одномачтовые катера в русском флоте предназначались для разведки, передачи донесений, дозорной службы. Согласно артиллерийского штата 1805 г. и парусного штата 1806 г. одномачтовый катер имел длину 63 фута (19,2 м), артиллерию из 22-х 24-фн. карронад. Фактически в I пол. XIX в. катера и тендеры имели на вооружении 10-14 карронад 12-фн. калибра. В конце периода артиллерию составляли 10-ть 12-фн. карронад и две 3-фн пушки. Катер имел гафельный грот и топсель над ним, брифок, марсель и брамсель на реях, пять кливеров разных размеров, меняющихся в зависимости от силы ветра и косой фок (стаксель). Площадь парусности катера Sполн = 707 м2. Наиболее известен бой 14-пуш. катера «Опыт» с английским 44-пуш. фрегатом «Solset», произошедший 11.10.1808 г. в Финском заливе, во время войны 1807-1812 гг. с Англией. Катер находился в разведке в Финском заливе, имея 50 человек команды. У о. Нарген его застал английский фрегат (400 человек команды). Несмотря на неравенство сил, командир «Опыта» лейтенант Г.И. Невельской вступил в бой с противником . После четырехчасового боя на «Опыте» был сбит рангоут, вышла из строя большая часть артиллерии, 11 человек ранено и двое убито, катер был взят в плен. В уважение храбрости русских, командир фрегата вернул Г.И. Невельскому и его офицерам шпаги и передал пленных на нейтральное судно для отправки в Россию. Черноморские 10-пуш. катера «Сокол» (1821), «Жаворонок» (1825), «Ласточка», «Лебедь», «Соловей» (все 1826), участвовали в войне с Турцией 1827-1829 гг., в блокаде кавказских берегов и борьбе с контрабандистами. Построенный в Севастополе 10-пуш. катер «Жаворонок» имел длину Lперп. = 49,11 фут (14,97 м), водоизмещение V = 112,5 м3.
|
|
|
|
konstantin.fom
Адмирал флота
Зарегистрирован: 05 окт 2009, Пн 15:28 Сообщения: 14970 Откуда: Санкт-Петербург Страна: Медали: 10
Баланс: 15362 Кц
Заработано: 12558.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 апр 2016, Пт 19:19 |
Брифок - загадочный парус. Гик брифока, переставляемый с борта на борт. Кто бы объяснил, что это такое и как этим пользовались.
_________________ Константин Фомин Блоги пользователя: Блог konstantin.fom
|
|
|
|
Pernov
Ст. Лейтенант
Зарегистрирован: 01 ноя 2011, Вт 17:14 Сообщения: 2990 Медали: 3
Баланс: 2884 Кц
Заработано: 2889 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 01 апр 2016, Пт 20:09 |
Константин Владимирович, Внимательно посмотрите рангоут Жоронка.
|
|
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|