Итак, краткие результаты похода в архив. Сразу извиняюсь, но укажу только то, что относится к Спешному. Хотя есть записи и по другим типам.
Получил на руки следующие:
Ф 158, опись 1, дд. 176, 177, 342, 347, 620, 623, 625, 654, 727, 830, 1174, 2411. Опись 4 д. 8.
Ф 161, опись 1, дд. 231, 294, 302, 421, 432, 504, 1090, 1400 – это бумага. На пленке – 92, 96, 101, 310, 470, 546.
Фонд 158 опись 1
1. Дело 342.
Много переписки о необходимости выписки мастера из Кронштадта. В итоге орлов (первых 4, в том числе и для одного из 44-пушечных фрегатов) изготавливал мастер Соколов (почти подходящая фамилия).
2. Дело 620.
Опыты по 2 новым способам укладки якоря (на фор-руслень и на борт).
Укладка якоря на фор-руслене проводилась на Иезекиле. Опыт признан удобным, т.к. лапы якоря при укладке на фор-руслень поднимаются выше по сравнению с прошлым (хорошо при большом волнении).
Укладка на борт неудобна. Нужны дополнительные особые подполки и не всегда можно уложить якорь на борт. Данный опыт проводился на Смоленске. Якорь по длине веретена не всегда мог пройти между крамболом и фок-вантой. Данный способ решено не вводить во всеобщее употребление, но если кому из капитанов будет удобно, то может быть использован.
3. Дело 625.
Вес якорей в зависимости от ранга.
Рассчитывается по формуле:
(LB²)2/3 D
где L – длина судна между перпендикулярами, B – ширина грузовой ватерлинии, D – делитель по рангу корабля.
В нашем случае D = 28.
В итоге получается, что якорь (как понимаю, самый большой) должен весить 153 пуда 6 фунтов.
4. Дело 347.
В 1829 году Екатерину и Елисавету нагрузили 30 24-ф чугунными пушками, 18 24-ф и 2 8-ф чугунными карронадами и 2 3-ф фальконетами.
В деле также описан опыт с шириной коечных сеток у карронад. В итоге опытным путем нашли: платформа поставлена у борта на подушку равную высоте порта (как понял, имеется в виду нижняя часть порта) с тем расчетом, чтобы станок выдвигался до внешней стороны борта. Ширина коечных сеток убавлена соразмерно толщине борта. При выдвижении карронады срез ствола отстает от сетки на 1ф. 10д., а запал внутри сетки на 4д. Это не позволяет оппалить коечные сетки при выстрелах карронады независимо от направления ветра.
5. Дело 177 (одно из тех, ради чего ездил).
Ширина обшивки (в дюймах).
5.1. Внешняя или наружная обшивка.
Сосновая:
- нижнего бархоута от 7,5 до 8,5
- среднего, чинель(?)-вельс бархоута и ширстрека от 7до 8
Простеночные доски от 6,5 до 8
Сосновая обшивка подводной части от 7,5 до 9.
Если обшивка была из дуба, то полагалось не более 2 дюймами шире указанных выше пропорций.
5.2. Внутренняя обшивка.
Сосновая обшивка и внутренняя обшивка вообще от 7 до 10
5.3. Палубный настил.
Настилка сосновых палуб квартер-дека, форкастеля, шкафута и верхних деков на бригах, транспортах и других малых судах от 6 до 6,5
Опер-дек от 6 до 7
Орлоп от 7,5 до 8.
На всех деках если связанные пояса и настил палуб дубовый, то 2, но не более 3 дюймов шире от указанной пропорции.
Ширина досок определялась в зависимости от наличия лесов в соответствующем адмиралтействе. Из сосны делались доски на обшивку не более 9 дюймов, из дуба – не уже 10 и 12. Из сосны доски для настила 7 дюймов, из дуба – также не уже 10 и 12 дюймов.
6. Опись 4. Дело 8.
Число портов делается больше, чем полагается, т.к. к некоторым портам по мере необходимости подкатывали другие орудия. Прояснил для себя окончательно.
Фонд 168. В основном документы из этого фонда читал. Так что записей немного.
1. Дело 1400.
По сути те же Штаты, только специально для Константина. Отложил на себя до 18.05. Может еще получиться съездить выписать побольше.
Палубный настил из сосны. В итоге в 64-м масштабе получаем соломку палубного настила из 2,8мм.
Медные листы на обшивку. Размеры: длина 4 ф., ширина 14 д.
Медные шпигаты в количестве 14 штук.
2. Дело 302.
Размеры пушечных портов.
Опер-дек (28 24ф пушек): от палубы 2ф, высота 2ф 8д, ширина 3ф, 3д.
Квартер-дек и форкастель (18 6ф пушек): от палубы 1ф 6д,высота 2ф, ширина 2ф.
Шкафуты (6 24ф карронад): от палубы 1ф 4д, высота 2ф 10д,ширина 3ф.
Но это по данным на 1829 год. Как понимаю, потом переиграно было.
Посмотрел еще несколько пленок 168 фонда. Но, если честно, мозги уже вскипели, т.к. сидел в архиве с 9.30 до 15.30. Пока их также за собой до 18.05. оставил. В основном это построечные ведомости по Елисавете, Екатерине, Помоне, Юноне, Прозерпине и Диане.
Да, обращаю внимание, что с текстовыми документами можно знакомиться по понедельникам, средам, пятницам. С чертежами – по вторникам, четвергам. Персонал абсолютно адекватный, очень культурный и готовый прийти на помощь.
Если у кого-нибудь есть еще информация по типу Спешного, будем благодарны с Иваном за размещение материалов на нашей ветке.