Здравствуйте!
Продолжая читать Стивенсона…
Что мы знаем о парусном вооружении Испаньолы?
В книге упомянутые следующие паруса:
два кливера (two jibs), т. е. кливер (jib) и бом-кливер (flying jib), фок (fore-sail), гафельный грот (mainsail, main-sail).
На первый взгляд, сведений явно недостаточно, чтобы представить себе полный план вооружения.
Но могут помочь упомянутые в тексте части рангоута:
мачты – грот-мачта (main mast) и бизань-мачта (mizzen), причем на бизань-мачте есть салинг (cross-trees), на который уселся Джим, спасаясь от Хендса, что, по-моему, подразумевает наличие стеньги. А если так, то и на грот-мачте должна быть стеньга.
Гики (booms), грота-гик (main-boom), а также бушприт (bowsprit) и утлегарь (jib-boom).
Названия «стаксель» (staysail/stay-sail) и «фок-мачта» (fore-mast) в тексте вообще не встречаются (точнее, Фок-мачта в книге встречается один раз, как название холма на острове, но это не в счет
).
Упоминание паруса «фок» многих вводило в заблуждение по поводу устройства «Испаньолы». Один автор в ЖЖ (
https://crusoe.livejournal.com/172707.html) пришел к выводу, что «Испаньола» должна быть трехмачтовой шхуной.
Это, конечно, неверно по двум причинам.
Во-первых, трехмачтовых шхун в XVIII в. не было, они появились только в XIX в. (не будем отвлекаться и анализировать парусное вооружение дубель-шлюпки «Надежда» Второй Камчатской экспедиции В. Беринга, это особая тема).
Во-вторых, вопреки мнению автора поста в ЖЖ, никакого упоминания фок-мачты на «Испаньоле» в тексте нет.
А что же такое фок (парус, который все же упоминается два раза)?
Фок (fore-sail) – это и есть стаксель, растянутый на грота-штаге. Известно, что так называли стаксель на одномачтовых судах (шлюпах, куттерах, и т. п.). Но, как видно, напр., из Морского словаря А. Янга (A. Young. Nautical Dictionary. London, 1846), именно так (fore-sail) назывался этот парус (т. е. треугольный косой парус на штаге, закрепленном на форштевне) на двухмачтовых судах с косым вооружением (тогда как на судах с прямым вооружением его называли привычным словом «фор-стаксель», fore staysail). На судах с косым вооружением фор-стакселем называли второй стаксель, растягиваемый между топом мачты и бушпритом.
Итак, картина более или менее проясняется.
«Испаньола» – двухмачтовое судно с гафельным вооружением на передней мачте (грот-мачте) и задней (бизань-мачте). Стивенсон назвал судно шхуной, хотя оно больше напоминает северный галеас или английский кеч. Но в отличие от «классических» кеча и галеаса, грот-мачта на «Испаньоле» сдвинута от миделя ближе к носу, а бизань-мачта – от кормы к миделю, что делает ее (как и финскую реплику чапмановского судна) еще более схожей со шхуной. Обе мачты имели стеньги. И грот, и бизань растягивались на гиках (в тексте есть слово booms во мн. ч.). От грот-мачты шел штаг до форштевня, на котором растягивали косой фок, а на бушприте и утлегаре – оба кливера (от топа грот-мачты и грот-стеньги).
Остается открытым вопрос о прямом топселе/грот-марселе (ни о самом парусе, ни о реях нет ни слова). Но скорее всего, он был (как обычный элемент вооружения).
P.S. На схеме шхуны из словаря Янга косой фок - под №30.