Вариант рекомендаций для Межведомственной комиссии...
А.А.Добренко
Старшина Гильдии судомоделистов Санкт-Петербурга
http://modelshipworld.com/; http://forum.modelsworld.ru/ http://forums.airbase.ru/viewforum.php?id=91&p=1 http://www.shipmodeling.ru/phpbb/index.phpАКТУАЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО СУДОМОДЕЛИЗМА НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Постановка проблемы
Одной из основных проблем России в сфере морской деятельности является дефицит квалифицированных кадров. В перспективе данная проблема будет только нарастать, поскольку страна входит в «демографическую яму», вызванную резким сокращением рождаемости в 90-х гг. В связи с этим, привлечение кадров в морские отрасли представляется важнейшей задачей морской деятельности, а ключевым механизмом ее решения является молодежная политика, выражающаяся в поддержке морских клубов и кружков, в том числе судомодельных.
Судомоделизм как синтез науки и искусства
Судомоделизм - это вид технического творчества, представляющий собой синтез науки и искусства, где требуются глубочайшие познания в сфере судостроения и незаурядные способности мастера-художника. При идеальном сочетании этих двух начал рождаются шедевры. Недооценка научного или художественного начала в судомоделизме ведет к его профанации. Именно поэтому судомоделизм обладает огромным образовательным потенциалом, полностью погружающим человека в атмосферу, связанную с «морской деятельностью». Кроме того, судомоделизм как искусство, способен глубоко воздействовать на эмоциональную сферу, формируя и закрепляя «морское сознание» ребенка и не только.
В наши дни судомоделизм состоит из элитного моделизма, представляющего собой синтез глубокого научного познания и талантливого художественного воплощения, а также - спортивного, коммерческого, сувенирного, любительского, прикладного и т.д. Элитный судомоделизм сегодня не имеет официального идеологического и организационного центра в России и, кстати, в мире. Создание таких центров в национальном и международном аспектах - актуальная задача современности.
Судомоделизм может также рассматриваться как элитное хобби, своеобразный спорт, средство самовыражения личности. Вот что говорит о моделях судов директор известнейшей в мире модельной галереи Майкл Уолл: "Прекрасные модели судов - декоративная художественная форма, которая может обогащать жизнь, переживать поколения и создавать постоянные впечатления. Они отражают тихую элегантность, престиж, красоту, которые дополняют интерьер наиболее престижных комнат в доме, яхте, или офисе".
Важно отметить, что судомоделизм - это явление, которым занимаются люди все возрастов. К примеру, французы по выходе на пенсию, получив возможность полностью посвятить себя какому-нибудь занятию, часто увлекаются именно постройкой моделей судов французского флота. У них есть четыре или пять специалистов, выпускающих монографии о том, или ином французском корабле с огромным количеством чертежей. Всего с 1974 года вышло около сорока монографий. Начало этому положил Жан Будрио, по профессии авиационный инженер, на пенсии ставший писать книги о французском флоте. Примерно с середины 80-х у него появились последователи и спонсоры. Возникло Общество друзей морских музеев (Association des Amis du Musée de la Marine - ААММ)1, состоящее из пенсионеров, которые решили посвятить судомоделизму остаток жизни. Члены Общества имеют льготы на покупку монографий. Приблизительно раз в месяц ААММ проводит конференции, а три-четыре раза в год - крупные выставки. Интересно, что администрации французских городов соперничают друг с другом: - приглашают ААММ проводить выставки именно у них. Пример такого мероприятия – судомодельная выставка, прошедшая в 2006 году в городе Сен-Мало. По приглашению вице-президента ААММ Пьера Гранвье в ней участвовал А.А.Добренко, старшина Гильдии судомоделистов Санкт-Петербурга. Администрация Сен-Мало выделила 35 000 евро на организацию выставки. Судомоделистам оплатили расходы на проезд, доставку и страховку моделей. Выставка проходила всё лето в неиспользуемой по прямому назначению церкви – памятнике истории- и пользовалась очень большим успехом. Подобные выставки проходят постоянно в разных городах Франции. Объявления о них появляются на форуме, который содержит Жерар Делакруа (Gerard Delacroix)2. Аналогичные организации и их форумы есть и в других морских державах Европы.
Ситуация в России
Два года назад в России родилась ассоциация «Морское наследие России» (МНР) и появилась надежда на объединение всех судомодельных клубов России. Есть Федерация судомодельного спорта, общественная организация «Молодёжный морской совет», в который входит Гильдия судомоделистов Санкт-Петербурга, которая уже десятый год подряд проводит на средства спонсоров всероссийские конкурсы по стендовому судомоделизму.
В 2002 году два энтузиаста учредили Кубок Университетов (КУ) – переходящий кубок, который ежегодно вручается за лучшую стендовую модель корабля в Санкт-Петербурге. К Кубку вручаются три большие медали – I, II, III степеней. Первый Кубок проходил только для петербургских судомоделистов, и моделей тогда было всего двадцать пять. Второе мероприятие решили расширить до чемпионата России и пригласили моделистов из других городов. Количество моделей зашкалило за сотню! С 2006 года генеральным спонсором КУ стало ОАО «Совкомфлот». Благодаря «Совкомфлоту» Гильдия судомоделистов Санкт-Петербурга ежегодно может поддерживать призовым фондом сорок два участника в четырнадцати номинациях за первое, второе и третье места. На эти же средства приобретаются германские станочки для судомоделистов. У моделистов появляется стимул: поучаствовать в Кубке и получить приз. С 2005 года КУ стал международным. В нём принимают участие моделисты из стран не только СНГ, но и дальнего зарубежья. Правда, пока их меньше, чем могло бы быть, из-за проблем с таможней при перевозке моделей. Кроме взрослых, в КУ принимают участие юноши. Их везут руководители судомодельных кружков из Оренбурга и области, Калининграда, Липецка, Башкортостана, Волгограда, Ленинградской области, Архангельска, Северодвинска.
Во времена ДОСААФ судомоделизм рассматривался как вид технического творчества, культивируемый государством в рамках военно-патриотического воспитания. Поэтому, в отличие от судомодельного движения в Европе, в России есть развитая сеть судомодельных кружков, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Это уникальное явление в мировом судомодельном движении. Таким образом, существует ценная возможность развивать в стране с самого детства будущие кадры морского комплекса России. Бывшие кружковцы не теряются: поступают в систему морского образования и становятся специалистами российского флота. В то же время налицо кризис российских судомодельных кружков. Они закрываются по естественным причинам: старики-энтузиасты умирают, а на смену им никто не приходит. Не обновляется техническая составляющая, клубы оказываются бессильны перед рейдерскими захватами помещений, о зарплате и говорить нечего.
Парадоксы отечественного судомоделизма
Большинство судомоделистов-любителей сегодня строят нацистский линкор. В каждом киоске «Роспечати» можно увидеть очередной номер еженедельной подшивки на эту модель. Это ловкий ход европейских бизнесменов, на который клюнули россияне. Во власти чиновников сделать так, чтобы вместо него в киосках продавалась подшивка модели, к примеру, героического советского лидера «Ташкент», прошедшего короткий, но яркий боевой путь в Великую Отечественную войну. Заодно любители смогут узнать историю российского корабля, полюбить море и флот, и задуматься о поступлении в морские учебные заведения России. Чем больше российских изданий будет рассказывать об истории российского флота и тиражировать чертежи для постройки моделей российских кораблей, чем чаще в СМИ будут вспоминать о славных датах из истории нашего флота, тем глубже в умы подрастающего поколения будет проникать гордость за Российский Морской Комплекс.
Нынешнее парадоксальное положение таково: российский судомоделист японскими ножами, германскими станками, швейцарскими напильниками строит модели французских кораблей и за свой счёт возит их на Чемпионаты Мира и Европы. Хочется надеяться, что эта ситуация временная!
В 1999 году специалистов по искусству стендового судомоделизма лишили званий мастеров спорта и других спортивных званий из-за конфликта между руководством Федерации и председателем Ассоциации стендового судомоделизма. В результате стендовый судомоделизм перестал субсидироваться даже из скромных средств Федерации. Ответственным чиновникам стоит подумать о возрождении спортивных званий стендовикам.
Рекомендации
Для поддержки судомодельного движения в России нужно найти возможность оплачивать дорожные расходы участникам конкурсов судомоделизма, что существенно повысит активность региональных судомодельных кружков. Где найти 20-30 тысяч рублей на дорогу и перевозку модели? А.А.Добренко дважды из своего кармана оплачивал поездки детей из интерната для детей-сирот города Невинномысска, где судомодельный кружок ведёт капитан первого ранга на пенсии В. Степанов за 7000 рублей в месяц. Если судомоделисты будут знать, что их участие в конкурсах судомоделизма будет оплачено – это будет мощнейшим стимулом для развития отечественного судомоделизма. Для выхода российского судомодельного движения на новый уровень необходимо привлечь к нему внимание министров образования, культуры, спорта, обороны. Детское творчество нужно не менее одного раза в год показывать на всероссийских конкурсах, и 2-3 раза в год в родных стенах. Министерствам стоит обдумать возможность командировок взрослых и детей, финансирования их проживания в других городах. Это будет реальным и очень эффективным вкладом в развитие сети судомодельных кружков России, что будет играть существенную роль в воспитании будущих кадров морского комплекса России.
Государство должно содействовать участию лучших российских моделистов в крупнейших международных конкурсах.
Для нормального функционирования судомодельных кружков необходимо помнить о «четырёх китах», на которых держится их деятельность:
Современная документация
Современное оборудование
Современные материалы
Современные технологии.
Таким образом, необходимо оборудовать заново открывающиеся кружки: не только укомплектовать их штатом достойно оплачиваемых преподавателей, но и снабдить в соответствии с современными стандартами. Должен быть хотя бы один судомодельный кружок с двумя-тремя преподавателями на каждый район города. Например, во Владивостоке должно быть пять кружков на пять районов..
Большинство морских держав Европы гордятся своим морским наследием и выкладывают в интернет архивные чертежи своих кораблей. Если мы считаем, что не хуже относимся к своему морскому наследию, то нужно на высоком уровне решить вопрос о доступе всех желающих к архивным документам. Для этого фонды российских архивов и, прежде всего, чертежи кораблей, хранящиеся в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГА ФМФ) должны быть доступны каждому. Сейчас судомоделисты располагают крайне ограниченным числом чертежей отечественных судов. Остальные хранятся в архивах и их копирование для судомоделистов, зачастую, оказывается непосильной задачей в связи с очень высокой стоимостью копировальных работ и тяжеловесностью самой процедуры их поиска и заказа. Таким образом, насущная задача - оцифровка российских архивов и широкое издание материалов. Необходимо выделение специального государственного гранта на работу по цифровой обработке чертежей прославленных исторических российских кораблей. Все чертежи российских кораблей в цифровом виде должны быть выложены в Интернет для скачивания их всеми желающими и дальнейшей постройки моделей.
Российским моделистам нужен государственный заказ - как для пополнения морских музеев, так и для украшения морских учебных заведений, а также для украшения кабинетов президента России и чиновников.
В России нет ни одного профессионального судомоделиста-реставратора, и модели в музеях не реставрируются профессионалами. При Санкт-Петербургском Государственном Университете необходимо открыть отделение на Факультете Искусств, готовящее специалистов с высшим образованием по специальности "судомоделист-реставратор". Учебные планы уже проработаны.
Создание моделей российских кораблей должно стать национальной идеей, а постройка моделей российских кораблей – перспективный способ донести до населения национальную идею, сформировать «морское сознание нации». Конкретный результат судомодельной деятельности России, поддерживаемый на государственном уровне: за границей звучит гимн России, когда россиянин занимает призовое место. Имеет смысл награждать победителей международных судомодельных конкурсов в Кремле, как это делается в случае с футболистами, хоккеистами, теннисистами. Для развития отечественного судомоделизма нужно внимание к нему правительства. Известно, что премьер любит горные лыжи и дзюдо – в итоге мы видим развитие этих спортивных направлений. Если ключевые персоны государства будут обращаться к судомоделизму, если это слово будет регулярно появляться в СМИ, это сослужит хорошую службу и самому искусству судомоделизма, и населению, у которого появится возможность приобщиться к прекрасному, интересному занятию, и морскому комплексу России, который благодаря судомоделизму сможет привлечь новые кадры.
Серьёзные модели и серьёзные моделисты могут оставить заметный след в истории культуры своего государства и своим творчеством повлиять на развитие судомоделизма на международном уровне.