ВНИМАНИЕ! ТЕКСТ ПРИВОДИТСЯ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ. СОДЕРЖИТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОШИБКИИСТОЧНИК
https://ikstv.ru/novosti/kakim-ty-byl-b ... 6-07-2018/Общественной палаты СевастополяКаким ты был, бриг «Меркурий»? 26 Июл 2018 08:50
Только не смейтесь: автор этих строк в дошкольном детстве считал, что бриг «Меркурий» выглядел именно так, как та сугубо символическая бронзовая трирема, что венчает памятник Казарскому на Матросском бульваре. Смущало, впрочем, отсутствие парусов. А каким был легендарный корабль в действительности?
Ни слова о великом бое 14 (26) мая 1829 года — подождем до юбилея в следующем году. Поведем разговор о самом корабле — «Меркурий» этого вполне достоин. Возможно, профессиональный моряк или кораблестроитель написал бы все иначе. Пишу как историк.
Что надо знать для начала
Во-первых, кто такой Меркурий. Ну, наверное, это знают все — в римской мифологии (у греков — Гермес) бог торговцев, путников, покровитель астрономии и ремесел, знаток многих тайн. Меркурий часто наделялся эпитетом «Счастливый» и считался вестником богов. Военный бриг, конечно, торговлей не занимался, но бриги часто использовались для конвоирования купеческих кораблей и именно «на посылках».
Во-вторых, почему черноморский корабль получил такое имя. Наш черноморский «Меркурий» назван в память «Меркурия» балтийского. Так назывался героический парусно-гребной катер, участвовавший в русско-шведской войне 1788-1790 годов. Маленький кораблик 29 апреля (10 мая) 1789 года атаковал и пленил шведский 12-пушечный тендер «Синапоп», а 21 мая (1 июня) того же года взял в плен шведский фрегат «Венус», имевший 44 пушки! Командовал балтийским «Меркурием» капитан-лейтенант Роман (Роберт) Васильевич Кроун (1753-1841), шотландец на службе у Екатерины II. За свой подвиг Кроун получил тогда крест Св. Георгия 4-й степени, звание капитана 2-го ранга и право командовать плененным фрегатом. Бог дал ему долгую жизнь — Кроун закончил свою карьеру в звании полного адмирала Российской империи. Как видим, командиру балтийского «Меркурия» было суждено пережить командира «Меркурия» черноморского. Можно не сомневаться: если Александр Иванович Казарский прожил бы столько же лет, сколько Роман Кроун, и он бы достиг высших чинов…
Что такое бриг?
Бриг — двухмачтовое судно, несущее от 6 до 24 пушек, с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грот-гаф-тиселем. У черноморского «Меркурия» общая площадь парусов составляла 856 квадратных метров.
Как мы уже знаем, в эпоху парусного флота бриги использовались «на посылках», для конвоирования торговых судов, а еще на дозорной и разведывательной службе. Двухмачтовый бриг по определению не мог быть большим кораблем. Так, наш «Меркурий» имел 90 футов в длину (29,6 метра) и тридцать футов и десять дюймов в ширину (9 метров), его средняя осадка составляла 3,63 метра, водоизмещение — ок. 480 тонн.
Бриг «Меркурий» был заложен в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. Руководил созданием брига Иван Яковлевич Осминин (ок.1787-28.08. (09.09.) 1838), выдающийся российский кораблестроитель. Ему еще предстоит получить на шею орден Св. Анны 2-й степени; в 1834-1838 годах Иван Осминин был и.о. начальника корабельных инженеров Черноморского флота.
Что такое «крымский дуб»?
Все, кто писал и пишет о бриге «Меркурий» непременно сообщают, что судно было построено из «крымского дуба». В повести «Меркурий» — бриг российский» Геннадий Черкашин пишет: «Корабельный мастер Осьминин, построивший немало превосходных кораблей, этот бриг распорядился сделать из крепкого крымского дуба. В этом материале, на взгляд Казарского, были заложены главные достоинства и недостатки брига: его редкая прочность, с одной стороны, и существенная потеря в скорости при слабом ветре — с другой».
У человека, далекого от дендрологии, может сложиться впечатление, что речь идет о каком-то эндемике. Но имеется в виду сейчас уже весьма редкий на полуострове дуб черёшчатый. Именно такие дубы в свое время восхитили римского энциклопедиста Плиния Старшего: «Не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей бессмертною судьбою, как величайшее чудо мира». Как мы понимаем, со строительством флота «бессметная судьба» дубов как-то быстро заканчивается.
Что такое карронада?
Бриг «Меркурий» имел на вооружении восемнадцать 24-фунтовых карронад и еще две переносные 3-фунтовые пушки, имеющие большую дальность стрельбы. Карронады были
установлены на верхней палубе; орудийные порты не закрывались — через них осуществлялся сток воды, попадавшей на палубу.
Итак, карронада — чугунное гладкоствольное тонкостенное орудие со стволом довольно коротким относительно калибра. Идея создания такой пушки в 1759 году пришла в голову английскому генералу Роберту Мелвиллу, кстати, не только военному изобретателю, но и фанатичному ботанику. Говорят, вдохновило Мелвилла растение, которое мы знаем как «бешеный огурец». В 1769-1779 годах эти пушки отливались на заводе «Каррон» в шотландском графстве Стерлингшир — отсюда и название.
У карронад два недостатка и пять достоинств.
Недостаток первый — малая дальность стрельбы. Причина — сравнительно небольшой пороховой заряд, который придает ядру низкую начальную скорость.
Недостаток второй — высокая пожароопасность из-за относительно короткого ствола.
Достоинства: 1) скорострельность, позволяющая вести плотный огонь; 2) низкая отдача, позволяющая отказаться от колесных лафетов и позволяет использовать скользящий станок; 3) сравнительно небольшой вес орудия; 4) карронада не требует многочисленной обслуги; 5) орудие не слишком дорого в промышленном производстве.
Достоинства очевидно перевешивают недостатки, но и это не все. Карронада может стрелять не только ядрами, но и книппелями — двумя ядрами, соединенными цепью, которые буквально перемалывают такелаж и рангоут парусников. Историки флота полагают, что именно использование книппелей обеспечило «Меркурию» победу над двумя турецкими линейными кораблями в сражении 14 (26) мая 1829 года, которое мы оставляем за рамками нашего сегодняшнего разговора.
На «Меркурии» были вёсла?
Бриг «Меркурий» от своих собратьев, других бригов,
отличался меньшей осадкой.
(Прим.: данное утверждение автора не соответствует действительности)Он был остойчив, хорошо держал высокую волну, но при малом ветре «грузнел» и терял быстроходность.
На «Меркурии» действительно были весла — по семь на каждом борту; примечательно то, что свою работу гребцы выполняли стоя.
«Меркурий» был одним из первых бригов российского флота, при постройке которого использовался метод Сепингса (не удалось уточнить детали) — диагональные сваи-ридерсы, значительно увеличивающие прочность корабля.
На носу «Меркурия» была
укреплено поясное изображение (Прим.: данное утверждение автора спорное) его «небесного покровителя» — римского вестника богов.
Страницы биографии
Бриг «Меркурий», если так уместно будет выразиться, «прожил» недолгую, но героическую жизнь, можно даже указать даты — 7 (19) мая 1820, спуск на воду — 9 (21) ноября 1857, приказ об исключении из списков флота.
В 1820-1827 годах бриг провел в плаваниях по Черному морю, проводил учебные стрельбы, выходил на специальные задания. Например, в 1827 году «Меркурий» у берегов Абхазии стоял на перехвате кораблей тамошних контрабандистов.
Русско-турецкая война 1828-1829 годов — в составе Черноморского флота «Меркурий» видим в боях за Анапу, Варну, Инаду, Бургас и Сизополь.
«Меркурию» даже пришлось выполнять «придворную службу» — 24 июля 1828 года, совместно с пароходом «Метеор», бриг сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора», на борту которого находился государь Николай Первый.
Ничего не пишу о главном подвиге, который обессмертил имя брига «Меркурий», — по своей сути фантастическом бое с двумя огромными турецкими кораблями 14 (26) мая 1829 года. Приведу только сравнение, которое как-то попалось на глаза: это была схватка велосипеда с двумя самосвалами…
Известен реестр ран «Меркурия» после этой битвы:
— 28 пробоин в корпусе;
— 133 пробоины в парусах;
— 16 повреждений в рангоуте;
— 148 повреждений в такелаже;
— разбиты все гребные суда (спасательные лодки) на рострах;
— повреждена одна карронада.
Конечно, бриг требовал самого серьезного ремонта, который и был проведен в 1832-1836 годах Севастопольским адмиралтейством.
Наличествовала в биографии брига «Меркурий» и своего рода мистика. Крайне поучительная, кстати. В 1829 году капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский принял командование бригом у Семена Михайловича Стройникова, смелого моряка, баловня судьбы, любимца женщин, адмиральского зятя. Стройников получил звание капитана 2-го ранга и 36-пушечный фрегат «Рафаил» под свое командование. И без боя сдал свой фрегат туркам. Во время схватки «Меркурия» с двумя турецкими линейными кораблями, Стройников (пленный) находился на одном из них и мог наблюдать, как дерутся русские моряки… Потом, после подписания Адрианопольского мирного договора, турки выдали Семена Стройникова и всю команду «Рафаила» российской стороне. На суд в Николаев бывшего командира брига «Меркурий» доставили именно на бриге «Меркурий». Не могу представить, как Семен Михайлович смотрел в глаза Александру Ивановичу… Суд приговорил изменника к смерти, но император смягчил приговор: Стройников был лишен дворянства, наград и чина, разжалован в матросы без права выслуги. Его дальнейшая судьба неизвестна. Примечательно, что в России Романовых никогда не мстили детям — оба сына Стройникова, Николай и Александр, стали моряками, участвовали в обороне Севастополя и дослужились до контр-адмиральских эполет.
А судьба «Меркурия» пошла на закат. Примечательно, пожалуй, только то, что в 1840-1848 годах бригом командовал капитан-лейтенант Николай Казарский, младший брат Александра Ивановича.
В грозные дни «Севастопольской страды» корпус «Меркурия» использовали как понтон при наведении моста через Южную бухту. Потом «Меркурий» отбуксировали в Николаев, где он какое-то время служил плавучим складом.
А 9 (21) ноября 1857 года приказом № 180 за подписью генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, брата взошедшего на престол в 1855 году императора Александра II, «Меркурий» по причине ветхости был исключен из списков флота и разобран…
Георгиевский флаг
В России существовала наивысшая награда для корабля, экипаж которого проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага, — Георгиевский флаг. Матросы кораблей, получивших Георгиевский флаг, носили на бескозырках георгиевские ленты, пять черно-оранжевых полос которых означали порох и огонь.
Кормовой Георгиевский флаг за всю историю императорского флота имели лишь два судна: в 1827 году эту награду получил корабль «Азов» (Наваринское сражение) и в 1829 году — бриг «Меркурий». Флаг представлял собой военно-морской флаг России, где на перекрестье косых голубых полос Андреевского креста помещался геральдический щит с каноническим изображением Святого Георгия Победоносца. Флаги «по наследству» переходили к кораблям «Память Азова» и «Память Меркурия».
Что дальше?
В Севастополе идея воссоздания брига «Меркурий» — не как макета, а как полноценного корабля — овладевает умами уже несколько лет. Совершенно ясно, что мысль материальна, особенно если определено ее финансирование. Но час пробил: нашлись энтузиасты, готовые претворить идею в жизнь, учитывая, насколько непросто решаются задачи подобного рода. Прежде всего стоит назвать два имени: Дмитрий Серов, заместитель директора департамента общественных коммуникаций, и Виктор Кот, председатель Севастопольского Морского собрания. Начала свою деятельность рабочая группа, созданная при Общественной палате Севастополя. Важные встречи в Санкт-Петербурге намечены на август. Лиха беда начало! Вы представляете себе, как традиционный День ВМФ открывает новенький бриг «Меркурий»?
Дай Бог, чтобы все получилось!
P.S.
Хочу вернуться к поучительной истории фрегата «Рафаил», потом просто не будет случая. Император Николай I, не казнив никого из команды изменников и даже великодушно простивший многих из них, повелел фрегат, где был спущен русский флаг, сжечь! Но турки фрегат не вернули, назвали его «Фазли-Аллах» («Богом данный) и включили в состав своего военно-морского флота.
Императорское повеление выполнил Павел Степанович Нахимов — 18 ноября 1853 года во время знаменитого Синопского сражения. Он буквально испепелил фрегат «Фазли-Аллах», и в Санкт-
Петербург полетело донесение: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегата «Рафаил» не существует».
Автор материала - Игорь Азаров, литературный редактор